Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Реабилитация ремёсел

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Выставка номинантов конкурса премии им. Василия Кандинского – материал добротный, неглупый, поданный красиво. И если показанное нам в её рамках на «Винзаводе» не прорыв, то нечто к последнему близкое.

Экспозиция, увенчавшая премию, учреждённую журналом «Артхроника», оказалась в некотором смысле сенсационной: скандальнейшие «Синие носы» среди экспонентов отсутствовали! И это хорошо по любой из двух предлагаемых версий: либо народный гиперинтеллектуализм моего любимого арт-проекта оказался не по зубам международному жюри, проводившему отбор номинантов, либо арт-потрошители Мизин/Шабуров добровольно отказались от участия в премиальной гонке.
В первом случае мы имеем подтверждение отстаиваемому нами тезису о принципиальной неконвертируемости русско-народного творчества «Носов», во втором – предположению о том, что группа хорошо чувствует актуальные контексты и обладает достаточным вкусом для того, чтобы не смешивать жанры.
Нам, привыкшим в последнее время к кажущейся непрофессиональности современных художников, из выставки стало по крайней мере ясно: школа в России никуда не исчезла, и – nota bene! – школа сия европейская по преимуществу. Дело оставалось за малым: требовалось доказать, что среди «мастеров современного искусства» есть профи, способные «сделать красиво» на западный манер.
Что ж, «Артхроника» явила миру выставку contemporary art’a, способную легко посоперничать с экспозициями работ Академии Глазунова по степени владения авторами ремеслом. Это новое. И новое это – хорошо есть. Ибо сейчас, на этом самом конкурсе, носящем имя деятеля не только русского, но и европейского авангарда, происходит видимое отделение магистрального от маргинального. Происходит стилистическая кристаллизация, которая будет впоследствии судить художников по внутренним законам собственных совершенств.
Глубокими маргиналами окажутся «Синие носы», что, безусловно, пойдёт на пользу обществу: Шабуров&Мизин будут выполнять миссию аристократов, как известно из истории, грубых, но всегда стоящих к народу ближе, чем многочисленные «представители среднего класса».
Надеюсь, Кулик потеряется так же, как затерялись его работы в зале номинантов. Это забвение станет победой культуры.
Почти освящённым универсальным европейским гением Кандинского станет некогда авангардное, а ныне почти архаичное искусство «умно» (а вовсе не безумно, как часто бывает!) талантливого Дмитрия Гутова.
А главное – в магистральный вновь превратится европейский извод культуры, а не этнический. Теперь уже не на уровне восприятия рядового зрителя, а в глазах «экспертного сообщества».
Что несёт в себе некий перспективный план. Теперь русскую идентичность вновь придётся выражать в универсальных знаках, не теряя национальной самобытности. Это трудно, но лёгких путей вообще не бывает, если эти пути ведут «к храму».
Думается, актуальным художником сможет сейчас считаться лишь тот творец, который докажет своё звание мастера в терминологии школы. Школы при этом давно известной, европейской по форме. Только крепкий ремесленник сможет стать представителем «арт-мейнстрима», ублажающим чувства прекрасного среднестатистического потребителя. Простого, но вовсе не примитивного в своей простоте. Опирающегося на некие константы восприятия искусства как сакрального акта со своими цеховыми тайнами. Понимающего, что годы учения художника говорят в первую очередь о том, что жизнь вокруг не только стабильна, но и стабильна надолго. И хороша настолько, что позволяет заботиться не об одном хлебе насущном.
Интеллектуалов же будут тешить элитарные хулиганы, они будут будоражить радикальную мысль, не давая застояться академическому творчеству. Они будут апеллировать к той части народа, которая «без ять», точно так же, как и обращаться к тем, для кого и квантовая физика – не вопрос.
Жизнь снова приобретает «цветущую сложность». Закономерно в ней главенствующее место занимает «норма», тогда как «юродивости» оставляется достойное, но сообразное место. И вот это, осмелюсь предположить, главное. Секуляризованное русское сознание вдруг из глубин своих извлекает истинно религиозное отношение к жизни: православие, как известно, предпочитает повсюду «царский путь», без уклонений как «шуйно», так и «десно».
Юродивые у нас почитаются, но часто посмертно. А вот жизнь строится на «крепком хозяине», вовсе не склонном к европейскому экзальтированному мистицизму. И эта «реабилитация ремёсел», если вдуматься, и есть «русский ответ» на вызов западноевропейского современного искусства.
Ответ неистеричный и созерцательный. 

Евгений МАЛИКОВ

Альберт БАГАУТДИНОВ

Работа группы АЕС+Ф «Последнее восстание»

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS