Фактор безопасности
К примеру, с октября 2014 по февраль 2015 года в столице выпало два метра снега, а за позапрошлый зимний сезон прирост снежного покрова составил 330 сантиметров (для сравнения: самый распространённый московский автобус ЛиАЗ на 40 сантиметров ниже такого сугроба). Добавьте к изобилию осадков частые колебания температуры воздуха около нуля – и вы поймёте, что без противогололёдных реагентов в зимний период нам не обойтись.
В этом давно убедились сотрудники столичного жилищно-коммунального хозяйства, чья главная задача – обеспечить безопасность для пешеходов и автомобилистов на тротуарах и мостовых соответственно. Да-да, с недавних пор реагенты применяются не только на проезжей части, но и на пешеходных зонах. Что же заставило московских коммунальщиков принять такое решение, отнюдь не добавившее им популярности среди защитников окружающей среды? Всё очень просто: статистика констатировала растущее в «ледниковый период» количество травм, а многолетний опыт подсказал, что победить гололедицу на тротуарах сугубо механическими средствами уборки невозможно. И результаты не заставили себя ждать: по официальным данным, лишь за год применения реагентов на основе формиата натрия и мраморной крошки число пешеходов, пострадавших от гололёда в Москве, сократилось в 2,5 раза.
Жидкие или твёрдые?
Реагентами принято называть состав из химических соединений, которые плавят снег и лёд. В жилищно-коммунальном хозяйстве используют жидкие, твёрдые и комбинированные реагенты, а также мраморный щебень.
На проезжей части дорог применяются твёрдые и жидкие противогололёдные реагенты. Последние необходимы для смачивания твёрдых реагентов при проведении предупредительной обработки, а на дорогах с уже образовавшимся ледяным покрытием жидкие реагенты неэффективны. При относительно невысокой стоимости, связанной с большим содержанием воды, жидкие реагенты имеют ограниченный диапазон действия: при температуре минус 10°С замерзают и сами превращаются в каток. При сильных морозах, обильных снегопадах и гололёде на помощь приходят твёрдые реагенты.
По словам заместителя главы Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Владимира Ефимова, во дворах жилых домов, на дворовых территориях и тротуарах применяют исключительно твёрдые комбинированные реагенты. Они созданы на основе композиции карбоната кальция и формиатов натрия, которые являются естественными природными веществами. Чиновник особо подчеркнул важность дифференциации противогололёдных составов. Что хорошо для автомобилей, едущих по проезжей части, может быть губительно для пешеходов, заинтересованных в экологической и санитарно-гигиенической безопасности, и наоборот. Именно комплексное использование многокомпонентных смесей снижает негативное воздействие реагентов на окружающую среду.
Инструкция по применению
Это и другие правила прописаны в «Технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей», прошедшей в 2011 году государственную экологическую экспертизу и разрешённой к использованию на 10 лет. Проект документа был согласован с Комитетом ветеринарии, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды, управлением Роспотребнадзора и другими профильными столичными ведомствами.
Воздействие на растительный и животный мир, почвенный покров, водные объекты, атмосферный воздух и т.д. – в соответствии с действующим законодательством, государственная экологическая экспертиза в обязательном порядке проводится в отношении всех противогололёдных реагентов, предлагаемых производителями и поставщиками. В экспертную комиссию входят ведущие специалисты в своей области, сотрудники крупнейших научно-исследовательских институтов России. Кроме влияния реагентов на окружающую среду учёные контролируют их рабочую температуру и вязкость, плавящие свойства и коэффициент сцепления с дорогой, радиоактивность и коррозийную активность, устанавливают класс опасности реагентов. Строжайший входной контроль даёт «зелёный свет» использованию привозимых в Москву качественных противогололёдных материалов. Если реагент токсичен, агрессивен к окружающей среде или не соответствует нормам и требованиям, установленным «Технологией зимней уборки», его не допускают к применению. Так, кстати, случилось с небезызвестным бишофитом, производители которого представили продукт как экологически безопасный, однако положительного заключения Государственной экологической экспертизы федерального уровня реагент не получил. Поэтому от его применения в столице отказались.
Круговорот снега в природе
Действующая «Технология зимнего содержания объектов дорожного хозяйства города Москвы» предписывает полную утилизацию снега с реагентами, ведь по своим физическим свойствам реагент не способен испаряться. Так, этой зимой столичные коммунальные службы вывезли на снегосплавные пункты почти 18 миллионов кубометров снега. Для справки: снегосплавной пункт – это промышленная установка для утилизации снежной массы за счёт её растапливания, измельчения, отсеивания крупного мусора и очистки растаявшего снега от взвешенных веществ. Таких «приёмников-распределителей» в Москве более двухсот – 56 стационарных и 150 мобильных пунктов, чья совокупная мощность составляет 550 тысяч кубометров в сутки.
Процесс утилизации выглядит так: стараясь свести к минимуму попадание реагентов на газоны, снегоуборочные машины собирают хлопья с элементами таблицы Менделеева с городских улиц и доставляют снежную массу на снегосплавные пункты. Там она измельчается специальными сепараторами и фильтруется для отсеивания крупного мусора. Затем осадки попадают в снегоплавильную камеру, где тают при помощи сточной воды комнатной температуры. После этого прошлогодний снег проходит очистку и, наконец, выводится в канализационную систему.