Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Ребрендинг

01 января 2007

НОВОГОДНЯЯ ПРЕМЬЕРА

С лёгким паром! С новым дозором!

«Вкусно, очень вкусно! Только я не понимаю: это рыба или курица?» Как вы догадываетесь, этот сомнительный комплимент от наследника Жени Лукашина адресован маме симпатичной девушки из Питера по имени Надя по поводу заливной рыбы, которую за 30 лет мама так и не научилась готовить. Согласитесь, это звучит гораздо более ободряюще, чем ушедшее в народ бессмертное: «Какая гадость, эта ваша заливная рыба!» Продолжение легендарного рязановского фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром», которое предложили зрителям в качестве новогоднего подарка режиссёр Тимур Бекмамбетов и продюсеры Константин Эрнст и Анатолий Максимов, разумеется, блюдо более съедобное, чем эта самая рыба. Но смутное желание определиться: рыба это или курица – всё же остаётся.
Вполне возможно, что желание определённости – свидетельство старомодности, но, каюсь, не люблю я всей этой продвинутой генно-модифицированной продукции. Если рыба – так рыба, мясо – так мясо. А тут в попытке продолжить наше новогоднее всё-всё-всё таким макаром, чтобы и старшее поколение прослезилось, и младшее хохотнуло-оттянулось, Тимур Бекмамбетов смело сплёл лирическую новогоднюю комедию с «Дозорами», один из которых тоже, кстати, в качестве новогоднего сюрприза презентовался.
Не то чтобы тема Сумрака особенно педалируется – всё же новогодняя ночь приятные чудеса предполагает, но фирменные компьютерные примочки из «Дозоров» то и дело появляются. То крейсер «Аврора» вынырнет из ночного пейзажа на героя, словно рыба-кит из прошлого, то счастливая минута боя курантов и поцелуя героев застынет в череде замерших фигур. То вдруг лирический герой повиснет за обледеневшим балконом, словно Костя Лукашин не сын своего папы, а заблудившийся во временах и сюжетных пространствах Антон Городецкий. Или второй герой Ираклий, кружащий на своей «Тойоте» по тёмным питерским дворам, обронит телефонному собеседнику: «Как в сказке. Чем дальше, тем страшнее». Ну а уж для тех, кто совсем «тормозит», – отдельное разъяснение от бывшего пограничника: «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои... Понимаешь? Дозором!» Тут, разумеется, и самые недогадливые должны наконец врубиться. Осознать, что всё – от классика Некрасова до классика Рязанова – лишь средство для бойко-потешных боёв – тёмных и светлых.
ИТАР-ТАССПричина странного сближения не столько поэтического свойства, сколько коммерческого. Отсылки к «Дозорам», разумеется, адресованы не тем, кто коротает время у телевизора, пересматривая хиты времён своей молодости, а племени младому, знакомому не понаслышке с аттракционами а-ля Голливуд и любящему динамичное действие. Для них отсылки к «Дозорам» вроде кода для своих, позволяющих прочитать безобидный лирический сюжет в духе фэнтези. Для таких фанов даже тот мимолётный факт, что в роли бомжа на скамейке рядом с Константином Хабенским (играющим Лукашина-младшего) оказывается Виктор Вержбицкий, становится знаковым. Ещё бы! Антон Городецкий рядом с Завулоном на скамеечке около Московского вокзала. Проблема лишь в том, что при такой перекодировке лирический сюжет – лишь отправная точка для прикола, или, выражаясь более изящным слогом, повод для постмодернистской иронии. Он глушится, словно рыба, предназначенная для заливного.
Что касается ностальгирующих по молодости пенсионеров, то они половину новейших «фишек» вовсе не словят, зато будут живо обсуждать, как нынче выглядят кумиры прежней «Иронии судьбы». Для них именно этот спецэффект – тридцать утёкших в реале годков – и предназначен. О нём на пресс-конференции Тимур Бекмамбетов толковал как о главном. Другое дело, что эффект этот использован довольно поверхностно. Бесполезно спрашивать, что же произошло с героями, кроме того, что они родили детей и развелись со своими половинками. В сущности, Андрей Мягков, Барбара Брыльска, Юрий Яковлев являются в фильме не столько в роли прежних Жени, Нади, Ипполита, сколько для визуализации хода времени. Они играют прежде всего самих себя. В этом смысле показательно, что блистательная Барбара Брыльска предстаёт в облике европейской ухоженной дамы, которой, судя по её роскошному виду, давно должна была стать тесной старая малогабаритная «двушка».
Короче, видимые изменения актёров с возрастом в фильме должны явиться свидетельством неотвратимости перемен. К чему грузить картину социальными реалиями? Достаточно наглядных, «телесных» доказательств. Соответственно зрители в кинотеатре провоцируются на реакцию, типичную для бабулек, сидящих на лавочке ли, перед телевизором ли, и судачащих, кто как выглядит. Короче, прямо по Пушкину: «И хором бабушки твердят: «Как наши годы-то летят!»
Меж тем именно социальный подтекст играл немаловажную роль в фильме Эльдара Рязанова. Интеллигентная ленинградская учительница Надя должна была сделать выбор между двумя мужчинами. Ипполит представлял не просто занудного «ботаника», а образ правильного советского карьериста, в меру ограниченного, в меру ловкого, в меру тупого. Персонаж Мягкова же нёс лёгкий налёт нон-конформизма, приправленный искренностью чувств, непосредственностью поведения и неумением жить как залогом безупречного этического выбора. Этот лёгкий оттенок «фронды», разумеется в рамках дозволенного, вкупе с песнями на стихи Цветаевой, Евтушенко, Ахмадулиной и превращал традиционную комедию положений в лирическое высказывание «для понимающих». Этакое напоминание об оттепели в эпоху застоя.

В продолжении старого кинохита это противопоставление вроде бы остаётся. На место Ипполита приходит Ираклий – менеджер с блютусом в ухе, с полосатым «билайновским» шарфом на шее и незамутнённым взором рекламного персонажа. Сергею Безрукову, которому досталась эта роль, повезло: он пародийно обыграл всю палитру состояний правильного «менеджера среднего звена». На мой вкус, в фильме это самая яркая роль. Впервые, если не ошибаюсь, герой капиталистического труда в нашем кинематографе предстаёт комическим неудачником. Зато его счастливый соперник, чья роль досталась Константину Хабенскому, гораздо менее определённый типаж. «Добрый, неглупый, деликатный», – скромно сообщает он о себе девушке Наде. По завершении фильма можно добавить – находчивый, упрямый, влюбчивый. Ну и везучий, конечно. Но для того чтобы противостояние героев состоялось – этого маловато. Может, поэтому наследника Лукашина и понадобилось подкрепить аурой Антона Городецкого из «Дозоров»? Чтоб уж точно было понятно – этот дуралей на стороне светлых сил. А иначе в сухом остатке – ничего, кроме банальной сентенции, что «любят ни за что, просто так».
В общем, получается, что новое кино использует сразу две точки опоры. С одной стороны, легендарное старое кино Рязанова, ежегодно объединяющее всю страну у телевизора. С другой – новейшие российские блокбастеры, сделанные с голливудским размахом. Похоже, продюсеры решили произвести что-то вроде ребрендинга, влив в старые мехи новое вино под прежним названием. Идея вроде бы и бодрая. Кто же не хочет поймать и рыбу, и курицу одной удочкой зараз? Но только в результате ощущение такое, словно зародилась эта идея в голове Ираклия – расчётливой, умной голове правильного менеджера. Что ни говори, а прежнюю «Иронию судьбы» нельзя было представить произведением Ипполита...
А вообще сходить в кино имеет смысл – на билеты разыгрывают «Тойоту-Камри» и квартиру в Питере. Так что думайте сами, решайте сами, смотреть или не смотреть. 

Жанна ВАСИЛЬЕВА

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS