На горной тропе, по которой когда-то хаживали воины Чингисхана, сибирские умельцы соорудили источник малого электричества
Над полночным Енисеем в кромешной тьме падают звёзды. В восьмидесятых годах прошлого столетия одна «звёздочка», говорят, угодила в Карлов створ на юге Восточных Саян, и там появилась одна из крупнейших ГЭС – Саяно-Шушенская.
По её петлистому водохранилищу, глубина которого порой достигает более ста метров, мы плывём вместе с заместителем директора Саяно-Шушенского биосферного заповедника Сергеем Истомовым. Наш путь – на дальний кордон, на котором находится контрольно-пропускной пункт природного резервата, усиленно охраняемого государством. Есть от кого: браконьеров всех мастей, которым хотелось бы поохотиться вдоволь не только на обычную дичь, но и на сибирского горного козла, хватало во все времена, а сейчас и тем более.
Грешат этим даже тувинцы, которых от традиционного скотоводства оторвали печальные обстоятельства – затопление предгорных пастбищ в результате строительства сплошной высотной перемычки, перегородившей древний Енисей.
Собственно, уже здесь, на пропускном пункте Малая Голая, лесники Андрей Василенко и Геннадий Воробьёв должны глядеть в оба, в том числе и за тем, чтобы барражирующие по морю катера и моторные лодки заходили на положенную по регламенту заповедника регистрацию. Метод работы – вахтовый, в полном удалении от всех благ цивилизации. И тишина – с избытком. Она здесь такая, что слышен каждый упавший с вершины камешек. Специалисты различают на слух любую оплошность стареющего марала, которому зачастую мешает передвигаться по скалам его мужская гордость – вековые рога. Такой аксакал может запросто сорваться с вершины в Енисей, но чего не сделаешь ради великого инстинкта продолжения рода…
ТАЁЖНЫЙ ЧУДО-АГРЕГАТ
– Вряд ли стоит драматизировать ситуацию, – говорят лесники, – природа своё возьмёт. В любом случае самочек в заповеднике больше, а это, если следовать законам биологии, – признак здоровой популяции…
Здоровому образу жизни хочешь не хочешь, а следовать приходится и людям: далеко кордон, так просто к цивилизации не вырвешься. А уж для руководителей заповедника оторванность территорий – настоящая головная боль. Тонны солярки нужно завезти катерами, чтобы исправно работали «движки», вырабатывая электричество для технических и бытовых нужд. И расходовать топливо на всех девяти кордонах можно лишь с оглядкой. На его стоимость.
А вот Малая Голая – единственное место, где расходы на электричество мизерны. Семь-восемь месяцев в году, пока лёд окончательно не встанет, вообще можно не скупиться, потому что вырабатывает свет естественная сила малой речушки, впадающей в акваторию рукотворного Саяно-Шушенского моря.
Не сама, понятно, вырабатывает, с помощью местных умельцев. Один из них трудится участковым государственным инспектором. Сибиряки сами создали чудо-агрегат, который состоит из напорной трубы, генератора и редуктора, а также системы передачи электричества на расстояние в пятьсот метров. Плотину для мини-ГЭС, которая традиционно перегораживает реку, строить не нужно, что вызывает особое восхищение специалистов.
– Здесь использован перепад высот в пять метров, – рассказывает профессор, заведующий кафедрой использования водных ресурсов Сибирского государственного технологического университета Василий Корпачев. – Естественный каскад создаёт неплохой напор, позволяя электростанции без проблем выходить на мощность в пределах трёх киловатт.
Но большего и не нужно, чтобы бесперебойно работали бытовые электрические приборы и был свет во всех жилых и хозяйственных постройках. Обслуживать мини-ГЭС достаточно легко, не говоря уже о высокой экономической эффективности небольшого энергетического предприятия. Не потребовалось особых затрат и при создании линии электропередачи: учитывая очень сложный скальный грунт, провода протянули прямо по верхушкам кедрачей. Украсили деревья, как ёлку на Новый год, но даже на такое нарушение техники безопасности природа ни разу не отреагировала отрицательно, хотя грозы в Саянах – явление частое и разрушительное.
В Шушенском ходит легенда о том, как появление «незапротоколированной» электростанции вызвало лёгкий шок у работников всевластного энергосбыта: что это за ЛЭП тянется откуда-то с гор. Больше всего чиновников волновал вопрос: а кто такое разрешил?
– Использование альтернативных источников энергии всегда вызывает некое сопротивление естественных монополистов, – комментирует ситуацию исполнительный директор региональной общественной дирекции «Красноярский краевой экологический союз» Николай Зубов. – Хотя посмотрите, сколько в старой России было ветряков и водяных мельниц. Практически на каждой речушке крутилось-вертелось колесо, перемалывало зерно в муку и позволяло нашей державе быть мировым экспортёром. Тогда мы действительно щадящим образом использовали природу.
КОГДА НЕ БЫЛО ПЛАНА ГОЭЛРО…
По мнению учёных Института энергетики СО РАН, малые ГЭС в условиях Сибири имеют очень важные преимущества: низкую себестоимость, использование возобновляющихся топливно-энергетических ресурсов, возможность сооружения объектов вблизи потребителей, наименьший урон, наносимый окружающей среде. В данном направлении, отдавая должное применению энергии малых рек, уже движутся в Иркутской области. Между тем этот регион энергодефицитным никак не назовёшь.
В Красноярском крае, к сожалению, пока делают только первые шаги. Модель мини-ГЭС на одном из ведущих машиностроительных предприятий краевого центра разработали ещё четыре года назад. Для запуска в серийное производство оборудования, способного работать при скорости движения воды до двух метров в секунду, требовалось всего ничего – около трёх миллионов рублей. Но даже таких средств не нашлось в крае, претендующем теперь на роль «региона-локомотива» индустриального развития Сибири.
Почему-то принято считать, что у истоков электрификации России стояли исключительно вожди мирового пролетариата. Однако первую в стране мини-ГЭС установили в тайге золотопромышленники, добывавшие благородный металл на Ленских приисках ещё в 1896 году. Партии РСДРП, как видим, ещё не предвиделось, а плотина между тем исправно работала! Техническое сооружение было нехитрым: обычные раструбы, по которым вода стекала вниз, вращая лопасти генератора. Однако свет в домах артельщиков горел даже в самые суровые сибирские морозы.
, КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ