Председатель Совета Федерации, лидер справедливороссов Сергей Миронов провёл видеоконференцию на тему: «Всероссийское родительское собрание. Молодёжь и морально-нравственные ориентиры будущего». В ней приняли участие представители Екатеринбурга, Томска, Сочи и Москвы.
Министерство науки и образования с упорством дятла пробивает реформу, которую в последнее время не критиковал только ленивый. Имя министра Фурсенко уже стало нарицательным наряду с Чубайсом, Гайдаром, Зурабовым.
Чиновники Минобрнауки, заручившись поддержкой думского большинства, продавливают свои идеи, несмотря на протесты педагогического сообщества и общественности. Теперь против реформы выступили сами родители. По мнению участников конференции, чиновники реализовывают мечту врагов нашей страны, стремясь переделать систему образования так, чтобы с корнем вырвать из неё всё живое, уничтожить самое важное – воспитание будущих поколений. Чем будет заполняться вакуум, оставленный в молодых душах? Видимо, сеткой телевизионных передач, где 80 процентов вещания составляют криминальная хроника, катастрофы и детективные сериалы.
Какова была цель реформы? Для чего вообще необходимо всё затевать, если Закон «Об образовании», принятый в 1992 году, был признан лучшим в мире? Ответ на этот вопрос можно услышать из уст автора стандартов гендиректора издательства «Просвещение» Александра Кондакова. Оказывается, выпускники российских школ оканчивают учебные заведения с избыточным (!) багажом знаний. Это говорит о том, что они знают больше, чем им положено знать! Что же им знать не положено? Если основываться на разработанных Кондаковым стандартах, российской молодёжи обязательно знать место России в мире (интересно, какое место наша страна будет занимать в мире после проведения реформы, которую лидер эсэров назвал «дебилизацией» молодёжи? Уж точно не в первой десятке), заниматься физической культурой, изучать основы безопасности жизнедеятельности (уметь ползать на четвереньках и прятаться от ядерного взрыва). Русский язык и литература, математика и информатика, физика и химия будут выбираться по желанию. Но всего объёма не получит никто. Или получит, но за деньги. Школы стремятся перевести на самоокупаемость. Теперь проплачиваться будут не все предметы, а только определённая часть. К примеру, русский язык – два часа в неделю, английский – два часа в неделю. Математика – те же два часа. На историю отводится меньше – один час. За другие предметы: физика, химия, биология, музыка, рисование – и вовсе придётся платить. Сколько? Быть может, четыре, пять или шесть тысяч в месяц… Итоговая годовая сумма может превысить 50 тысяч рублей в год. Так, пресловутого материнского капитала хватит всего на семь лет обучения.
На состоявшейся видеоконференции с участием председателя Совета Федерации, лидера справедливороссов Сергея Миронова политики, преподаватели и родители школьников пытались найти пути решения проблем современного образования. Что необходимо сделать, какие внести коррективы в реформу образования, чтобы учесть интересы всех категорий учеников?..
Лидер эсэров подметил главную ущербность проводимой реформы. В Минобрнауки относятся к образованию как к оказанию услуг населению. Наподобие банно-прачечного комбината. А если это услуга, то за неё нужно платить. И не мытьём, так катаньем чиновники стремятся переложить бремя затрат на образование в стране с государства на плечи родителей.
Впрочем, не только проблемами определения предметов для обучения ограничиваются вопросы, связанные с образованием. В Екатеринбурге до недавнего времени горячее питание для детей развозили представители муниципальной службы. Естественно, эта организация гарантировала качество продуктов. Однако прокуратура и ФАС закрыли муниципальные предприятия питания, поскольку усмотрели в этом нарушение антимонопольного законодательства. Теперь проблему питания школьников будут решать коммерсанты. Как полагается, проведут тендер. Победитель обычно известен заранее. Но зачастую в таком случае о качестве приходится забыть. Торговцы заинтересованы в извлечении максимальной прибыли. Голос родителей, протестовавших против реформы, не был услышан. Как заметил Сергей Миронов, в данном случае власти придерживались буквы закона в ущерб здоровью детей. А показатели здоровья подрастающего поколения в нашей стране катастрофические. Так, 15 процентов первоклассников уже имеют те или иные хронические заболевания. А среди выпускников лишь 20 процентов здоровых ребят. Одна из причин этого – некачественное питание. Школьное питание играет важную социальную роль. Как заметил лидер эсэров, в условиях, когда разрыв в доходах общества составляет почти двадцать раз, качественные обеды в школе бывают единственным источником сбалансированного питания детей. Но Минобрнауки не озадачивается такой мелочью, предпочитая сбросить с себя как можно больше ответственности. Сергей Миронов пообещал поддержать инициативу Законодательного собрания Свердловской области о наделении муниципалитетов обязанностью решения вопросов питания детей в образовательных учреждениях. Однако сомнительно, что эта инициатива получит поддержку в Государственной Думе, поскольку, как известно, законодательное большинство чаще озабочено тем, как соблюсти интересы бизнеса, а не простых налогоплательщиков. «Ведь формально, – заметил Миронов, – буква закона нарушена, но здравый смысл подсказывает, что запрещать такого рода инициативу – это лишать детей права на нормальное питание. Это не по-государственному».
Другая проблема, стоящая пред нашим образованием, но пока не нашедшая отражения в реформе, – дети-инвалиды. Не секрет, что российские города не приспособлены для жизни людей с ограниченными возможностями. Тысячи детей-инвалидов заперты в своих квартирах, не имеют возможности общаться со сверстниками. Школьник из Екатеринбурга Иван Черепанов, член совета старшеклассников города, предложил решение вопроса: поставить каждому ребёнку-инвалиду персональный компьютер и провести безлимитный Интернет, создавая виртуальные классы в школах, чтобы дети могли не просто получать обучение, но и общаться со сверстниками.
Проблемы этих ребят не решаются в полной мере. Проведённый соцопрос показал, что 95 процентов детей не знают, что за их классом закреплён ученик на домашнем обучении. Этих детей искусственно исключают из школьной среды. Однако у них есть право не только учиться, но и общаться со сверстниками, жить полноценной жизнью. У нас в школах нет ни пандусов, ни специального оборудования для инвалидов, поэтому у таких ребят нет возможности посещать уроки. Пока будет решаться проблема, тысячи детей проведут своё детство в одиночестве. Спикер Совета Федерации пообещал обратить внимание коллег на этот вопрос.
На видеоконференции преподаватели из Томска, города, где образовательные учреждения являются градообразующими, предложили дополнить Закон «Об образовании» главой о дошкольном образовании. В дошкольных учреждениях дела обстоят не самым лучшим образом. При этом в 400-страничном Законе «Об образовании» лишь три страницы посвящены дошкольной подготовке. Сергей Миронов поддержал томичей. По его мнению, не вызывает никаких сомнений, что Закон «Об образовании» должен охватывать все ступени – от дошкольников до высшей школы. Это важно как для государства, заинтересованного в высококвалифицированных кадрах, так и для самих учеников. С. Миронов привёл статистику: среди людей с высшим образованием лишь 5 процентов становятся бедными. 60 процентов людей, имеющих среднее образование, рискуют рухнуть за черту, отделяющую успешных от неуспешных. Те же, кто вовсе не имеет образования, в 90 процентах случаев нищенствуют.
«Естественно, родители хотят дать детям приличное образование, – заметил Миронов, – но Минобрнауки ставит на их пути заслон, вводя платные предметы». По его мнению, это приведёт к ещё большему расслоению общества. В конце концов люди зададут вполне естественный вопрос: а зачем вообще нужно такое государство?
На видеоконференции прозвучал ещё один неутешительный факт. Больше 10 лет не собирался съезд учителей! А это значит, что сама реформа проходит лишь под эгидой профильного министерства, монополизировавшего право реформировать образование. Почему не проводят съезд? Ответ очевиден – боятся. Подавляющее большинство специалистов против этой реформы. Протестуя против проведения такой реформы, в отставку подал ректор МГУ академик Виктор Садовничий. А нанятые статисты на встречах с президентом и премьером по-японски вежливо кивают в знак согласия с реформаторами. Хотя правящий тандем понять весьма трудно. Как можно, патетически восклицая о нехватке квалифицированных кадров, в то же время уничтожать образование в собственной стране?! А может быть, всё уже решено? И место России в мире определено без нашего участия? Ведь, чтобы качать нефть и газ, не нужно много специалистов в разных областях, достаточно обслуживающего «трубу» персонала. А остальное население необходимо освободить от «избыточных знаний», чтобы не задавали лишних вопросов. Если так, тогда всё сходится. И намерения реформаторов становятся понятными.