Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 мая 2022 г.
  4. № 19 (6833) (11.05.2022)
Литература Библиосфера

Река благословила

11 мая 2022

Олег Рябов. Позови меня, Ветлуга. – М.: Вече, 2022. – 384 с. – 800 экз.


Ценность реализма для русской литературы столько раз подвергалась сомнению, но сегодня уже пора отыскать его изначальные и незыблемые плюсы.

Олег Рябов показывает серьёзную, крепкую работу в рамках русского реалистического письма в новой книге, где под одной обложкой собраны три текста: роман «Позови меня, Ветлуга», повесть «Труба» и четыре рассказа (своеобразный цикл), тематически связанных с Ветлугой.

Рябова всегда привлекал такой путь изображения: взять жизни обычных людей и показать их просто, безыскусно, но так, чтобы за простотой изобразительной подачи ясно ощущалась вся многослойная сложность жизни.

Роман «Позови меня, Ветлуга» – столь же лирический, сколь и социальный (я бы даже назвала его остросоциальным). И в большой мере исторический: это взгляд в прошлое, в советское время. И, конечно, психологический. Здесь и отъезд за рубеж на ПМЖ, и суд, и зона, и любовь, и смерть, и похороны, и безумие; расставания и свидания, трагедии и радости. Но, скажут мне, что же удивительного во всех этих вещах?.. Они же привычны, знакомы нам всем, обычны и обыденны…

Чем же так захватывает этот роман?

Пожалуй, пронзительной нотой, которую можно обозначить так: «самое главное в человеке». Отыскать его порой бывает очень трудно. Человек устроен так, что самое важное, бесценное он подчас искусно прячет от «людского моря». У писателя всегда есть сверхзадача: вытащить на свет Божий и предъявить читателю это главное, что и составляет самую суть человеческой жизни.

В этой прозе есть воздух. Вольно в ней дышать. Что есть природа для человека? Среда обитания. Планета, на которой рождён. Земля, в которую ляжет. Природу человек использует, и она то вознаграждает его за заботу, то неистово наказывает и даже борется с ним.

Но у природы есть ещё одно предназначение. Земля, где ты появился на свет, есть для тебя наилучшая, единственная природа. Природа – род – Родина.

Чувство Родины трудно выказать, не рискуя впасть в банальность, в лживый пафос. Не каждый может написать Родину. Олег Рябов – может. Так, как могли это делать мастера, русские художники: Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Василий Белов, Фёдор Абрамов… То была эпоха гигантов реализма; и её уход не означает, что чудо реализма утеряно, что оно в прошлом. Рябов доказывает это.

Традиция реализма – изображение судеб, жизней. Автор следует ей. В романе «Позови меня, Ветлуга» разворачивается веер одной жизни, другой, третьей. Вот они, «натурные съёмки» канувшей в прошлое советской эпохи: перед нами три друга-студента – Андрей Ворошилов, Лёвка Бородич, Боря Иванов. Жизнь – у истоков. Река времени, так же как и любимая река Ветлуга, сверкает на молодом солнце. Что впереди – никто не знает. Изображение Времени – самое трудное для художника. А ведь только этим писатель и занимается.

У всякого человека свой дар. Свой талант жить. Вина Андрея (он стал искусным карточным игроком) лишь в том, что он слишком страстно любил жизнь и легко поддался на её коварные соблазны. Успех, бизнес, деньги, карты... и вот он, край пропасти – суд, срок и тюрьма. И посещают размышления о наживе и власти. О выборе судьбы: «Слава – это когда тебя узнают, это аплодисменты, это премии за картины, книги, научные достижения. Не уверен, что ты к ним стремишься. А вот власть – это очень сильный наркотик. Часто человек, достигший власти, стремясь сохранить её, забывает, что у него есть друзья, семья, оправдываясь высшим своим предназначением. А часто уже ничем и не оправдывается. Он готов идти на подлость, предательство и даже убийства, только бы сохранить её – Власть».

А потом – экзотическая Африка, жизнь в Тунисе. И такая реальная, такая острая ностальгия.

Молодой Лёвка Бородич, талантливый еврейский парень, мечтает о Нью-Йоркском университете, об Израиле – Земле обетованной; Запад в воображении представляется роскошным, недосягаемым, неким «капиталистическим раем», хочется не просто однажды попасть туда и подивиться на тамошние красоты и сытую жизнь, но, быть может... если очень повезёт... остаться там. СССР не выдерживает сравнения с Западом: у нас нищета – там богатство, у нас примитив – там сложность и разнообразие. И ещё непонятно и неведомо, что на Западе тоже есть и нищета, и беда, и примитивность...

Что есть счастье? Ловкое карабканье вверх по социальной лестнице? Покорение социальных вершин, называемое успехом? Престижная, высокооплачиваемая работа? Но... такую работу можно потерять, с жизнью в столице можно проститься. И вот Лёвка вынужден покинуть Нью-Йорк и оказывается в провинциальном Сан-Хосе; выживает тем, что продаёт антиквариат. Америка оказалась отнюдь не землёй великой свободы; скорее – огромных ограничений... «Привычно всё время ходил обедать в маленькое кафе, где можно было и покурить, и поболтать с коллегами с полчасика. Шеф вызывает: «Лео, ты теперь начальник, надо ходить обедать с руководящим составом в ресторан». И так – во всём».

И вот третий друг, Борис. С ним всё очень интересно. Ибо он поэт. Исповедь поэта в стихах – не только отражение пространства-времени, где ему довелось жить, но и обещание грядущего. Жизнь Бориса – это симфония борьбы, почти бетховенская; он стал большим учёным, не утратив благородства души и силы поэтического духа. Ему предстоит пережить чудовищную, непредставимую трагедию. Дашенька, дочь, утонула на глазах у отца. При таком раскладе люди сходят с ума. Сумасшествие пришло и к Борису…

Но жизнь оказывается сильнее человека. Вот гость, и коньяк, и закуска, и голод не тётка. Вот воспоминания о рыбалке, об охоте. Это прибыл к Борису вестник.

Что же, какой ещё сюрприз готовит жизнь? А вот какой: все три друга встречаются на Ветлуге. Вот он, великий зов реки, Родины. От Ветлуги не уйти. Это и есть возрождение. Воскресение.

Повесть «Труба» и рассказы, завершающие книгу, – необходимое послесловие после напряжения и саспенса крупной формы. Послесловие очень русское, колоритное, полное любви к людям и судьбам, точных наблюдений художника, и, что важно, тематически связанное с Ветлугой. Ветлуга автора не отпускает – и понимаешь, что эта северная русская река для него – тот воздух, без которого не можешь. Так же, как Распутин был певцом Байкала, как Астафьев – певцом Енисея, Рябов – певец Ветлуги. Река его вдохновляет, река его благословляет.

Елена Крюкова



Тэги: Олег Рябов Елена Крюкова
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Когда строка берет за горло»

    08.07.2022
  • «Это же надо знать, это наша история…»

    14.08.2021
  • Сначала погуляем

    06.07.2021
  • Пятый сезон премии Искандера

    19.05.2021
  • От постмодернизма к хакенкройцу

    20.04.2021
  • Пятый сезон премии Искандера

    35 голосов
  • От постмодернизма к хакенкройцу

    31 голосов
  • Большая воронка столицы

    26 голосов
  • Вначале был писатель

    24 голосов
  • Китеж-камень

    19 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS