Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 октября 2023 г.
Невский проспект

Реконструктор Эрмитажа

Порой преданность доводит до беды

13 октября 2023
Архитектор Александр Сивков. Фото конца 1920-х – начала 1930-х годов

Выставка под названием «Архитектор А.В. Сивков. Реконструкция залов Эрмитажа. 1920–1950-е годы» открылась в залах этого крупнейшего музея страны. Она приурочена к 100-летию присоединения Зимнего дворца к Эрмитажу и рассказывает о том, как в советские годы Зимний был перестроен под музейные нужды. Экспозиция поможет узнать об истории формирования архитектурно-музейного комплекса Эрмитажа в 1920–1950-е годы, о реставрации зданий бывшей императорской резиденции после Октябрьской революции, о восстановлении Эрмитажа после Великой Отечественной войны, а также о дальнейшем становлении и развитии музея. На ней представлено более 300 уникальных экспонатов: фотографии, документальные свидетельства, чертежи, акварели и рисунки, архитектурные детали и технические предметы. Около 200 из них показываются впервые.

Отдельные разделы уникальной выставки посвящены жизни и творчеству главного архитектора Эрмитажа Александра Сивкова. Именно под его руководством различные по назначению помещения Зимнего дворца и комплекса зданий, прилегающих к нему, стали единым музейным пространством. Удобные маршруты и переходы, созданные в результате реконструкции, позволяют посетителям и сегодня знакомиться с грандиозной коллекцией музея. В результате работ, проведённых зодчим, музей получил 257 новых выставочных залов в Зимнем дворце. Общая площадь его помещений, входящих в комплекс Государственного Эрмитажа, с 1917 по 1957 год увеличилась почти в 5 раз.

Как известно, до революции к музею относились Малый и Большой (Старый) Эрмитажи, а также Новый Эрмитаж. Огромный Зимний дворец выполнял функцию императорской резиденции, в нём жили цари. Как писал Владимир Маяковский: «Царям дворец построил Растрелли. Цари рождались, жили, старели». Старел и сам Зимний – его постоянно перестраивали, и музею его передали только 17 января 1923-го.

Спустя два года главным архитектором назначили 35-летнего Александра Сивкова, перед которым была поставлена непростая задача: связать между собой все здания, приспособив для музея ещё и Зимний дворец. Сложность дела состояла в том, что при царях здесь жили 3–4 тысячи человек, они обслуживали императорскую семью и содержали в порядке огромное здание. Для них помещения Зимнего застроили каморками – антресоли перегородили исходные растреллиевские коридоры и даже залы.

– Если бы Сивков не сделал реконструкцию Зимнего дворца так, как он её сделал, Зимний дворец не был бы музеем: где-то должны были ходить люди, экскурсии нужно было водить, – так оценивает вклад архитектора куратор выставки Светлана Янченко, ведущий научный сотрудник Сектора научных исследований истории и реставрации памятников архитектуры Архитектурной службы Эрмитажа. – Он создал музей, разобрав всё лишнее.

Камин в спальной комнате Николая II и Александры Фёдоровны перед демонтажем

Пожалуй, самое интересное на выставке – уникальные фотографии. На них можно увидеть различные подсобные помещения Зимнего дворца, в итоге канувшие в Лету, а также узнать, как шла реконструкция. Из крупных залов серьёзным преобразованиям подвергся Белый: он также был перекрыт антресолью, которую разобрали. Сивков восстановил облик вестибюля растреллиевского «Оперного дома», находившегося в этой части здания. Согласно материалам с сайта Эрмитажа, «Оперный дом» функционировал в юго-западном ризалите Зимнего дворца с 1763 года, балеты и оперы шли там до 1783 года. В остальном же работы коснулись служебных помещений – были ликвидированы фрейлинские комнаты. Сохранились только фотографии, и по ним, допустим, можно узнать, что у фрейлин были гимнастическая зала и отдельные бани. Сивков также убрал Кислородную комнату, оборудованную для страдавшего астмой Александра II, и бассейны Николая II и Александры Фёдоровны. Их тоже можно увидеть на фотографиях. Саму кислородную камеру в 1929 году разобрали и передали в институт Лесгафта. В помещении царского бассейна сейчас библиотека Русского отдела. В помещении бассейна Александры Федоровны — хранение фарфора.

Реконструкции помешала война. Во время блокады пострадали все здания Эрмитажа. В них попали 30 артиллерийских снарядов и 2 авиабомбы. Здание Зимнего дворца, по словам сотрудников музея, спасли крепкие стены. Больший урон был нанесён дворцовым интерьерам от сырости, протечек и холода. Александр Сивков руководил процессом восстановления музея. Общий объём работ сам архитектор описывал так: «Площадь всех музейных помещений составляет 104 тысячи квадратных метров… объём – около миллиона квадратных метров… что… применительно к жилым домам составило бы два средней величины квартала, на которых расположено до пятидесяти шестиэтажных домов».

Для полного восстановления Эрмитажа после войны потребовалось около 10 лет. Любопытно, что в бытность Сивкова архитектором, Зимний несколько раз менял свой цвет. Первая послереволюционная окраска его фасадов была произведена осенью 1927 года. К 10-й годовщине Октября терракотово-охристая тональность сменилась на серо-зелёную с белыми колоннами. В 1930–1931 годах здание перекрашивают в коричнево-серую гамму, а к 1934 году – в оранжевую. С началом войны фасады дворца в целях маскировки покрыли обратимой клеевой краской серого цвета. Только в 1945–1947 годах он приобрёл современный вид: стены изумрудного цвета; колонны, карнизы и обрамление окон – белого; а лепной декор, капители и картуши – оттенка охры.

Есть историки и искусствоведы, недовольные перепланировкой Зимнего дворца. Ведь в её ходе пострадали личные покои императоров, сохранились лишь немногие помещения. От оформления других комнат остались только паркетные полы, лепные с живописными элементами потолки и «альковные» колонны в бывших спальнях. Покои, в которых жили императоры, достались Эрмитажу в 1923 году уже разграбленными. Их содержимое было распродано или передано высокопоставленным совслужащим «для улучшения бытовых условий». В том числе и вещи из мемориальных кабинетов Николая I и Александра II. В ходе реконструкции содрали тканевую обивку и деревянные панели стен, демонтировали великолепные печи и камины. Судя по всему, крушили их грубо. Но зачем это было делать? Уничтожать одно произведение искусства во имя места для экспонирования другого? – спрашивают искусствоведы. Ответа на этот вопрос выставка в Эрмитаже не даёт. Как считают, эта тема ещё ждет полноценного исследования.

Конечно же, выставка рассказывает и о самом Александре Сивкове. Родился будущий архитектор в Ростове-на-Дону в семье бухгалтера и крестьянки. Окончил полный курс Петровского реального училища с отличным аттестатом, а затем переехал в Петербург, где обучался по специальности художника-архитектора в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. После его окончания работал как художник-декоратор, занимался реставрацией памятников архитектуры, в том числе Летнего дворца Петра I. В 1925 году следует назначение на должность главного архитектора Эрмитажа. В 1942–1944 гг. Сивков был командирован в ереванскую Академию наук, где исследовал архитектурные памятники Урарту и Древней Армении. В Ленинграде, помимо работы в Эрмитаже, он построил фабрику игрушек на Московском проспекте и жилой дом Главсевморпути – Дом полярников на улице Восстания.

По воспоминаниям современников, Сивков был человеком верующим, старался держаться вне политики, в партию вступил только в возрасте 57 лет. Однако, как и многие в те бурные годы, всё же пострадал от доносов. Его неожиданно обвинили в финансово-сметных нарушениях. Как предполагают, на преданного Эрмитажу архитектора «списали» сворованное ещё до него. В результате в 1950-м Сивкова уволили, исключили из партии. Но Александр Владимирович не опустил рук, устроился в реставрационные мастерские. И, работая там, даже подготовил в 1951 году проект реконструкции Малого Эрмитажа – для того, чтобы там сделать входную зону и выставочный зал, что и было осуществлено в 2014 году.

В 1952 году состоялся суд, архитектору дали 12 лет. Сивков отбывал срок в колонии под Куйбышевом. И там тоже работал: сделал ремонт в бараке, облагородил территорию – разбил цветники, построил столовую. Выпущен по амнистии спустя два года – после смерти Сталина. По возвращении из колонии он был восстановлен на посту главного архитектора Эрмитажа. Скончался Александр Сивков в мае 1968 года, похоронен в Ленинграде на Северном кладбище. Памятник на могиле, на котором изображён Атлант у входа в музей, ему поставил Эрмитаж…


Обсудить в группе Telegram

Андрей Соколов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • БДТ моей юности

    02.05.2025
  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • Через поколения

    02.05.2025
  • Субсидии для культуры

    02.05.2025
  • По заветам Даниила Гранина

    02.05.2025
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Поэт и власть

    119 голосов
  • Очистительный огонь СВО

    111 голосов
  • Выдающийся чужой

    71 голосов
  • Почему-то Ахматова Анна не спит…

    66 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS