Что для нас семья? Мы нечасто задумываемся над этим вопросом, но точно знаем: семья – это всё, потому что она такая же ёмкая и в то же время безграничная, как слово «всё».
Для Ольги Валерьяновны и Сергея Ивановича Троценко семья – их пятеро детей. А для Ольги Валерьяновны это ещё и её подопечные: она председатель общества семей с детьми-инвалидами. Она по себе знает, каково растить ребёнка, лишённого полноценного детства.
Выходные – редкие дни, когда вся семья собирается вместе. Остальное время поглощают танцы, рисование, детский театр, рукоделие. Список кружков, на которые ходят дети, можно продолжать долго. Они не понимают, как это сидеть сложа руки. Каждая минутка на счету. Мама видит в этом только плюсы. «Если у детей много свободного времени, они, как правило, используют его не по назначению, – говорит Ольга Валерьяновна. – А так они и уроки делают быстрее, и стали более дисциплинированными».
Когда я пришла, ребята тоже были при деле: читали. А мама тем временем провела небольшую экскурсию по дому. Вся квартира заставлена поделками детей. На мой вопрос: неужели делать что-то своими руками интереснее, чем играть на компьютере, – ребята ответили утвердительно.
Мы с Ольгой Валерьяновной уединяемся на кухне и пьём чай с тортом. Только вот разговор немного горчит. Двое детей – старший Арсений и средний Кирилл – инвалиды, дети с ограниченными физическими возможностями. Только, по словам мамы, вопреки этому определению её ребята наделены невероятной энергией, жизнелюбием, силой духа и живут такой насыщенной жизнью, которой позавидовали бы вполне здоровые дети.
«Арсений до семи лет рос абсолютно здоровым ребёнком», – рассказывает мама. (Сейчас ему уже 24 года.) Беда пришла незаметно: у мальчика обнаружили диабет. А это значит, что беззаботная детская жизнь завершилась. И началась другая – с подсчётом употребляемых в день углеводов, с наблюдением за уровнем сахара в крови. Если предел будет перейдён, ухудшение не заставит себя ждать. Арсений и родители боролись, как могли. Только, как это часто бывает, болезнь оказалась сильней. У мальчика стало падать зрение, болеть ноги. Несмотря на эти трудности, он никогда не жаловался и всегда держался молодцом. Сейчас он полон идей и внутренней энергии. Увлекается ролевыми играми, пишет музыку, стихи. Он смог бы и больше, если б не последствия болезни.
Но беда не приходит одна. В семь лет и у Кирилла стали проявляться похожие симптомы. «Мы его оберегали, как могли, – печально произносит Ольга Валерьяновна. – Даже поначалу не отдавали в секции, чтобы стресс не спровоцировал развитие диабета». Но болезнь не удалось обмануть… И только перед желанием жить и по-детски радоваться жизни болезнь отступила! Ухудшив физическое здоровье ребёнка, она не сломила его дух. Кирилл – мастер на все руки: прекрасно рисует, делает оригами, «вдыхает жизнь» в бумажные цветы. Неоднократно побеждал во всевозможных конкурсах среди ребят-инвалидов, наверное, тем самым побеждая и злодейку-болезнь.
Ольга Валерьяновна достаёт кипу грамот и благодарностей. Она и сама активный участник разных районных конкурсов – «Мамочки-мамули», «Есть такая профессия – мать» и многих других. У них удивительно творческая семья. Вот и папа Сергей Иванович тоже не отстаёт. Помимо того, что он много лет преподаёт в институте, он пишет замечательные стихи, играет на фортепиано. Но, конечно, самым большим достижением родители считают своих детей.
Они большие оптимисты! И живут яркой жизнью всем бедам назло. Три раза в неделю младшие Кирилл, Платон и Люба посещают кружки. Но им и этого мало. Выдаётся свободное время – идут всей семьёй кататься на коньках. Благо, недалеко от дома работает бесплатный каток. Вот такие они неугомонные – семья Троценко.
Главы семьи Сергея Ивановича в тот день не оказалось дома. Он принимал экзамены в институте. Ольга Валерьяновна показывает семейные фотографии. Их интересная история началась лет 30 назад. Ольга была совсем молодой, когда познакомилась с Сергеем, который был старше на 8 лет. Тогда он казался невероятно взрослым и покорил тем, что помогал ей готовиться к экзаменам в институт. А потом их пути разошлись. Спустя время Ольга вышла замуж за бывшего одноклассника. У них родились двое детей. Но юношеская любовь так и не переросла во что-то взрослое и серьёзное, и они расстались. Ольга осталась одна с двумя детьми – Аней и Арсением. А Сергей всю жизнь жил один, так ни разу и не женившись: ждал встречи с той самой Ольгой. И эта встреча произошла… Однажды Сергей Иванович поехал к Ольге по старому адресу, но встретил там только её бабушку. Женщина отказалась говорить, где живёт внучка. Больших усилий стоило Сергею Ивановичу уговорить бабушку дать адрес. Помогло то, что она его всё же вспомнила. Сергей Иванович незамедлительно поехал к Ольге. Она не сразу разглядела в нём того самого Сергея. Но поняла, что ждала этой встречи.
С тех пор у них одна жизнь на двоих. Дети рождались почти один за другим. Сначала Платон (сейчас ему уже 12), потом Кирилл (11 лет) и Люба (8 лет). Сергей Иванович нашёл общий язык и с Ольгиными детьми от предыдущего брака.
Теперь все проблемы они решают сообща. А ещё их проблемы близки другим людям. Подруга юности Ольги Галина всегда приходит на помощь. Сначала собрала по знакомым деньги на помпу для Арсения, а на Новый год подарила свои деньги на помпу Кириллу. Для матери это был лучший подарок. Ольга Валерьяновна посвящает меня в тонкости работы этого устройства: как помпа присоединяется к ремню, что такое катетер, как вводится под кожу игла, насколько хватает расходных материалов. В месяц этот прибор обходится в 9 тыс. рублей. «Но ведь это лучше, чем колоть уколы пять раз в день», – убеждает меня Ольга Валерьяновна. И этим материнским глазам невозможно не верить…
Районные власти тоже не остались в стороне: недавно подарили большой холодильник. Ведь продуктов для такой семьи нужно немало. «С прошлого года стало жить легче, – сообщает многодетная мать. – Увеличили пособие для ребёнка-инвалида до 4,5 тыс. рублей, а пособия на других детей – до 500 рублей. Теперь я могу посвятить своё время детям, а не тратить его на сомнительные подработки».
Квартирный вопрос, который во многих семьях так часто становится камнем преткновения, в семье Троценко решён: они живут в трёхкомнатной квартире. И, как сказала Ольга, у них 3 метра излишков. Ну разве могут 3 метра быть лишними для такой большой семьи? Ведь ребятам нужно пространство для игр и учёбы, чтобы было, где спать, читать, делать оригами…
Тем не менее Ольга Валерьяновна убеждает меня, что другие семьи живут гораздо хуже. И начинает рассказывать об этих других. В одной семье на пятерых детей с мамой, папой, бабушкой и дедушкой – двухкомнатная квартира. В другой – одна бабушка воспитывает четверых детей. «Многодетные семьи тесно общаются между собой и никогда не оставляют друг друга в беде», – делится со мной Ольга Валерьяновна. Говоря о том, что общество не очень-то хорошо относится к семьям с большим числом детей, Ольга замечает, что на себе она негатива никогда не ощущала, но её знакомые многодетные мамы сталкивались с равнодушием достаточно часто: в поликлинике, на улице, в транспорте.
Нашу беседу прерывает радостный крик ребёнка. В гости к бабушке пришла внучка Кира вместе с мамой. Скоро у Киры появится братик или сестричка: дочка Ольги Валерьяновны Аня ждёт прибавления.
Мы проходим в зал. «Что для вас семья?» – обращаюсь я к детям, которые сгрудились около мамы. «Это мама, папа, брат, сестра», – хором отвечают Кирилл и Платон. «Это любовь, дружба, внимание», – тихо добавляет Люба. «Это любящие тебя люди!» – восклицает Платон. По признанию ребят, самое любимое их занятие – слушать, как мама читает сказки. Ведь все дети верят в чудеса.
Я ещё долго вспоминала счастливые улыбки детей. «Всё-таки родители тоже в чём-то волшебники», – подумалось мне. Как у Шварца: «Я не волшебник, я только учусь, но ради тех, кого люблю, способен на любые чудеса…» А ещё сказки всегда заканчиваются хорошо. Значит, у этой семьи всё будет хорошо. Я в это верю.