Гайдаровский форум „Россия и мир: цели и ценности“
Когда на главной трибуне форума почти два часа шло обсуждение проблем состояния мировой торговли, инвестиций, санкций и антисанкций, ведущий время от времени обращался к залу с просьбой ответить на острые вопросы повестки. Предлагалось по три варианта ответов. Голосовать нужно было тут же, с помощью пульта на подлокотнике кресла. Через минуту всё готово.
Был вопрос о причинах санкций. Более 56 процентов посчитали, что в их основе политические причины. Около трети высказались иначе: так просто хотят сдержать развитие российской экономики. Меньшинство поддержало версию, что санкции приняты в интересах конкретных компаний.
Под ропот зала министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров с большинством не согласился. По его мнению, западные партнёры гораздо более прагматичны, чем кому-то кажется, и больше думают об экономике, а не о политике. Другое дело, они не ожидали, что у нас столь успешно пойдёт программа импортозамещения и коснётся именно отраслей обрабатывающих и производящих новую технику. Вот лишили нас поставок оборудования для северных шельфов – и что? Очень быстро почти всё возместили своими разработками. То есть санкции, резюмировал министр, скорее позитивно влияют на экономику, а не наоборот. Хотя, конечно, не добавляют комфорта.
С ним не согласился бывший премьер-министр Бельгии и экс-председатель Евросовета, ныне глава Европейского центра политики Херман Ван Ромпёй. Он сказал, что удивлён ходом дискуссии и убеждённостью, что Россия санкции легко преодолеет. Заметил, что они имеют политические причины и экономические последствия (подразумевалось, что явно негативные для РФ). Особо подчеркнул, что на обстановку сильно повлиял украинский кризис. Будет он преодолён, будут выполнены Минские соглашения, тогда можно вести речь о снятии санкций. Это было сказано так, будто он снова почувствовал себя главой Евросовета, а не доктором наук и опытным аналитиком. Чуть раньше, кстати, в своём выступлении он весьма смело заявил, что «ЕС чувствует себя лучше, чем несколько лет назад. С 2014 года мы создали 10 миллионов рабочих мест, и уровень социальной ситуации в ЕС выше, чем в большинстве стран». Это по поводу того, что «лучше» – было вообще-то некоторым преувеличением. Как бы там ни было, реплику он завершил так: если вместе мы не сможем найти общих подходов, то все будем нести большие потери. Нужно найти, уточнил он, политические решения вокруг проблемы санкций и, думаю, вместе мы их найдём. Вот так – вместе! Хорошо бы!
При этом Ромпёй не стал возражать большинству зала (более 64 процентов), которое на вопрос о сроках отмены санкций проголосовало, что это случится в 2019–2024 году, а не в удалённой перспективе (так посчитали 42 процента участников).
О том, что лагерь сторонников свободы инвестиций пользуется гораздо большей поддержкой, чем лагерь тех, кто за жёсткую защиту внутренних рынков, хоть и с помощью санкций, говорил глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. Отметил, что новинкой становятся совместные проекты суверенных инвестиционных фондов, в которых участвуют, несмотря ни на что, как европейцы, так и представители азиатских стран, Саудовской Аравии, Эмиратов.
Видный финский политик (возглавлял в первой половине 90-х правительство Финляндии) Эско Ахо отметил, что если в прошлом году объём торговли РФ и КНР вырос примерно на 27 процентов, то со странами ЕС ненамного меньше – на 20 процентов. Ахо убеждён, что санкции и контрсанкции не должны мешать делу. И если РФ и ЕС хотят выжить, всем нужны реформы. Он привёл историю, когда человек идёт ремонтировать крышу, а тут вдруг дождь. Ему говорят: остановись, дождись солнца! Нет, надо работать, тем более что солнце уже проглядывает. Так и нам не надо ждать.
Выступление Ахо завершилось горячими аплодисментами. Аплодировал и Ван Ромпёй.