«ЛГ» уже обращалась к теме градостроительных новаций в Балаклаве (№ 51-52 от 23.12.2020, № 1-2 от 13.01.2021). В этих публикациях московские и севастопольские архитекторы критиковали планы создания «яхтенной марины», архитектурные решения, которые могут превратить историческую и природную жемчужину Крыма в «филиал Арабских Эмиратов».
Что думает об этой проблеме Татьяна Лобач, вице-спикер Законодательного собрания Севастополя? Каким видится ей будущее Балаклавы в контексте грандиозного и капиталоёмкого проекта создания «яхтенной марины»?
– Как Российская империя в 1783 году получила от Крымского ханства таврические руины, так и Российская Федерация в 2014-м приняла от Украины крымскую разруху. В том числе и в Балаклаве, материальная часть которой рухнула под напором варварского, потребительского отношения. Тут без всесторонней реконструкции не обойтись... С чего, по-вашему, надо начинать эту работу?
– С инфраструктуры, которая не выдерживает наплыва гостей. Да и местные жители уже требуют обновления своей среды обитания. Конечно, в первую очередь назрела проблема очистных сооружений.
Когда здесь был закрытый военный город с малочисленным населением, труба выводила слив в море на уровень сероводорода. Но сейчас такое положение дел недопустимо. Вообще, начинать надо с элементарного наведения порядка.
– Существует несколько точек зрения на развитие Балаклавы. Первая: абсолютно изношенные памятники истории и архитектуры проще снести и построить заново, сохраняя только реплики старых объектов.
– Но это уже будет не Балаклава с её богатейшими культурными пластами, каждый из которых требует отдельного подхода к реставрации.
– Другая точка зрения призывает законсервировать город в его нынешнем состоянии, привести в порядок, разбавив старину чем-то современным, и банально эксплуатировать. Однако ваша позиция, как я вижу, компромиссная в конструктивном смысле.
– Именно так. Есть объекты культурного наследия, оставшиеся со времён генуэзцев и Куприна. Их статус обязывает к предварительной консервации с последующей грамотной реставрацией. Актуальную инфраструктуру внедряем с учётом архитектурной изюминки Балаклавы. Чтобы не получилось как с тем уродливым огромным зданием гостиницы, возведённым ещё при Украине на другой стороне бухты. Его этажность необходимо привести к норме, характерной для этого пространства. И все проектируемые объекты должны гармонировать с уже имеющимися памятниками, которые передают дух балаклавской истории. Общий облик отреставрированного ансамбля Балаклавы надо продумать вплоть до цвета крыш. Но нельзя забывать и о проблемах балаклавцев, нуждающихся в больнице, спортивном молодёжном центре, благоустроенных дворах...
– Конечно, Балаклава – это не только набережная Назукина, а город, в котором живут люди.
– Балаклавцы – стержень города. Взять хотя бы рыбаков, давным-давно облюбовавших набережную. Как можно обойтись без них? Или котов, сидящих рядом в ожидании рыбы! А маленькие ресторанчики! Мы обязаны сохранить балаклавскую экзотику, привести в порядок все архитектурные особенности, начиная с Генуэзских башен, чтобы люди чувствовали уважительное к себе отношение. И я не хочу, чтобы проект «Яхтенная марина» превратил Балаклаву в новодел.
– Вы призываете обогатить колорит Балаклавы новыми оттенками?
– Можно законсервировать памятник архитектуры, но нельзя остановить жизнь, которая вносит коррективы в бытовую составляющую. Реконструкция обязана не навредить исторически сложившемуся облику города, ради которого сюда едут со всей России. Поэтому любая деятельность по улучшению инфраструктуры Балаклавы должна находиться под пристальным вниманием общественного совета, состоящего из местных художников, творческой интеллигенции, заинтересованных жителей, предпринимателей. Одна ошибка может всё испортить.
Ни в коем случае нельзя застраивать «туристическую тропу» и горный район в сторону Южного форта. К нашей природе надо относиться очень бережно. Также я не могу согласиться с планом расширения пешеходной части набережной за счёт сужения самой глади бухты. Нет, бухта должна сохранить свою ширину, быть судоходной. А вот въезд наземного транспорта в центр города необходимо ограничить. Я специально замеряла расстояние от Кадыковки до центра: путь пешком составляет один километр семьсот метров. Отсекать транспорт надо на развилке улиц Новикова и Крестовского, и отсюда должна начинаться широкая прогулочная зона с переходом в набережную.
– Километр, пройденный в Балаклаве, – настоящий моцион.
– Заботиться надо не только о физическом здоровье. Отдых с пользой для ума и сердца не менее важен. Балаклава должна быть местом притяжения поэтов, артистов, художников, писателей. На набережной Назукина буквально разваливается здание кинотеатра «Родина», возведённое в 1910 году и перестроенное в 1950-х. Я считаю своим долгом сохранить этот объект культурного наследия для проведения выставок, концертов, фестивалей. И не допустить его переформатирования под коммерческие цели. У нас есть Балаклавский подземный музейный комплекс Министерства обороны РФ, отражающий интереснейший этап развития Черноморского флота. Но нам необходим и музей истории Балаклавы.
– Грандиозные инфраструктурные проекты просто лишены смысла без грамотно выстроенной культурной программы.
– Мы уже прошли процедуру по рассмотрению концепции развития Балаклавы. У нас открытый к общению губернатор М.В. Развожаев, он внимательно изучил наши пожелания и замечания. Все сходятся в одном: необходимо сохранить это место таким, каким оно прославилось на весь мир.
– Как вы считаете, от какого объекта должны пойти лучи возрождения Балаклавы?
– От бухты – и расходиться в каждый двор, в каждую улицу. Нельзя отреставрировать Генуэзскую крепость и оставить неприглядной набережную, реконструировать набережную и не привести в порядок прилегающие улицы. Всем надо заниматься комплексно, по-хозяйски. Сейчас принято решение начинать с западной стороны набережной Назукина, где нет жилых домов и вот уже 30 лет стоят руины старых зданий вперемежку с недостроями. Если реконструкция этой части получит одобрение людей, перемещаем туда поток туристов и переходим на восточную, более сложную сторону. Необходимо поставить чёткую задачу – работы провести в течение года – и под это аккумулировать нужную сумму денег. Вспомним Крымский мост: казалось бы невозможное построили даже раньше срока. Вот так должно спориться дело и в Балаклаве – без долгостроя, со знанием сроков и пониманием результата.
– И всё-таки как модернизация города соотносится с проектом «Яхтенная марина»?
– Яхтенный клуб у нас уже практически есть на территории судоремонтного завода «Металлист» и порта «Золотой символ». Эти реконструированные причалы и в дальнейшем будут эксплуатироваться «Яхтенной мариной».
– Вы житель Балаклавы, постоянно общаетесь со своими избирателями, поэтому говорите о будущем города с точки зрения комфортной жизни людей. А когда смотришь на представленный общественности проект «Яхтенной марины», то видишь, что в приоритете яхты и их владельцы. Некий хай-класс, задуманный не для той Балаклавы, о которой говорите вы. Естественно, балаклавцы боятся разрушения любимой исторически сложившейся территории с её простой, задушевной аурой. Судя по проекту, не только они, но и гости города рискуют оказаться буквально отрезанными от «яхтенного» праздника жизни.
– Сегодня уже порядка двухсот судов находятся в Балаклаве. Где они стоят сейчас, там они и будут стоять. Кто-то почувствовал от этого дискомфорт на сегодняшний день? Я не предвижу изменений и в дальнейшем. Но одна только «Яхтенная марина» не интересна для Балаклавы. Сторонние люди хотят сделать что-то, с их точки зрения, «красивое», но абсолютно не согласованное с балаклавской особенностью. Это тревожит местных жителей, поэтому они требуют чёткого объяснения задач предстоящей реконструкции. Балаклавцы – дружный народ, который свою малую родину не даст в обиду. Хочешь прийти на нашу территорию – прими наши правила жизни.
– Мне кажется, вы представляете Балаклаву с яхтенным клубом, но не яхтенный клуб с Балаклавой.
– Верно. Балаклавское наследие надо приумножить и сохранить. Для меня и моих земляков Балаклава – живая, со своим сердцем, дыханием, ритмом. Самое главное – не испортить её новоделами. Я надеюсь на профессионалов, которым будет доверять общественность, на ответственных подрядчиков. Сейчас, при наличии ресурсов и желания, хочется сделать всё идеально и надолго, чтобы потомки гордились нами, сумевшими принять грамотные решения.
Ольга Ковалик, член Союза писателей России, Севастополь – Москва