Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 июня 2021 г.
Литература Библиосфера

Рэп-батл за счастье

15 июня 2021

Андрей Геласимов. Чистый кайф: роман. – М.: ИД «Городец», 2020. – 320 с. – 5000 экз.

В прошлом году Андрей Геласимов удивил поклонников, написав первый роман о русском рэпе с подзаголовком «роман-флоу». Впрочем, это тот случай, когда смотреть нужно не на тему, а на имя автора – перед нами тонко сделанная интеллектуальная книга, которая будет интересна и понятна всем ценителям литературы вне зависимости от отношения к хип-хопу.

Роман состоит из трёх частей, соотнести которые можно с тремя частями «Божественной комедии». Первая – «Пистолетто» – это ад: 1990-е годы в провинции, нищета, разгул криминала, наркотики. Из беспутного малого, начинающего рэпера, болтающегося по городу и балующегося наркотой, главный герой превращается в бездушного наркомана – ради дозы отдаёт подругу бандитам, а потом, угрожая самоубийством, требует, чтобы собственная мать сделала ему укол, так как из-за ломки не может попасть в вену: «То есть на что она в тот момент смотрела – на то, что родила, нянчила, мыла, щипала нежно, чему улыбалась, молилась, ерошила волосы, чмокала, вдыхала сладкий запах своего молока, – всё это теперь стояло перед ней. Всё то же самое, только в виде мрази со шприцем». Эта сцена – кульминация, пик падения героя, после которого он оказывается на лечении в психиатрической клинике.

Вторая часть – «Толя» – это чистилище. После реабилитационного центра главный герой приходит в монастырь, чтобы стать трудником. От химической зависимости его вылечили, но психологическая остаётся с человеком навсегда, как честно предупредила его «умный доктор». Но он надеется обрести кусочек смысла, вернуть себе себя. Этот долгий и мучительный процесс возвращения к жизни выписан Андреем Геласимовым мастерски, с психологической достоверностью. Помогают герою в итоге не молитвы и не большое дело в виде строительства часовни, а люди: мужчина, потерявший сына в Чечне и винящий в его смерти себя; мальчишка, мечтающий научиться играть на аккордеоне, чтобы заработать денег и выдать замуж мать. Неравнодушие к окружающим становится антидотом против «маленькой смерти», которую любой наркоман «подселяет» к себе в душу.

Третья часть – «Бустер» – рай. Это – начало творческого подъёма героя, восхождения на олимп славы. Он переезжает в Москву, живёт в маленькой убитой квартирке, работает ночным диджеем на хип-хоп-радио и пишет треки, затем находит тех, кто готов заняться его продвижением, и. встречает свою любовь.

В конце романа перед нами – известный рэпер, собирающий «Олимпийский», счастливый муж и отец двух дочерей. Но это не бездумный «хеппи-энд», когда все проблемы решаются словно по волшебству: своё право на счастье герой выстрадал и отвоевал у самого себя и своей зависимости.

На образе главного героя хотелось бы остановиться отдельно. Реальный прототип Бустера – известный современный рэпер Баста, чья биография и легла в основу сюжета. Вся история рассказана от его лица, и здесь нельзя не отметить мастерское создание языкового портрета, благодаря которому и герой, и окружающая обстановка встают перед читателем воочию. Например, вот так Бустер рассказывает о своей бабушке: «Большая Ба, вообще, могла стать зачётным эмси. И на районе она была не одна такая. Если кто хоть раз бывал на ростовском рынке, тот знает, что здесь у каждой бабушки свой флоу. Эминем – не Эминем, Тупак – не Тупак, но нынешний рэперский молодняк любая бабуля с Ростова легко может задвинуть», а так – о брате: «Брат нашёл меня в гараже у Вадоса. Брат всегда меня находил. Мы с братом были идеальные братаны. Дополняли друг друга так, что инь и ян от зависти корчились у себя в Китае».

В целом галерея второстепенных персонажей удалась Геласимову на ура.

Да, «Чистый кайф» – это в первую очередь роман о людях, об их жизненном выборе и действиях в кризисных ситуациях. Через свой ад и своё чистилище проходит не только главный герой, но и все остальные персонажи, и их истории не менее важны для общего замысла.

Но через призму людских судеб показана ещё и история становления русского рэпа – от первых неумелых подражаний до концертов на популярнейших площадках страны и мира. Геласимов рассматривает рэп как культурный феномен, как некое объединяющее начало, которое так нужно было ребятам, чья молодость пришлась на годы разрухи. Они искали в этой музыке опору и были, как главный герой, убеждены: «Рэп когда-нибудь будет круче бандитов». И он – стал. И сплотил вокруг себя поколения. Недаром именно словами о всеобщем единстве заканчивается роман: «И в этот момент ты вдруг понимаешь, что они поют не твою песню. Они поют о своём. Каждый из них. Ты только задаёшь ритм. Ты лишь начинаешь качать. А у каждого тут своё – этот сына в армию проводил, у той большеглазой дочь первый класс заканчивает, вон те двое ещё не поженились, но их дети тоже будут лучше, чем мы. Они все поют о себе. Они поют свою песню. Ты лишь подсказал им, как её надо спеть. Потому что она всегда была у них. Просто им надо было собраться всем вместе и понять это».

Мила Яковлева

Тэги: Мила Яковлева Андрей Геласимов
Обсудить в группе Telegram

Мила Яковлева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Говорящий зоопарк

    21.09.2022
  • Не отрекаясь от себя

    01.06.2022
  • Бетонные берега Стикса

    12.01.2022
  • В поисках тишины

    07.09.2021
  • Главное в его жизни

    18.05.2021
  • За гранью

    57 голосов
  • Большой вопрос

    35 голосов
  • В поисках тишины

    25 голосов
  • Хорошее не кончается никогда

    20 голосов
  • Гражданская война в умах

    15 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS