Лучшие учителя страны, рисовали идиллическую картинку мечтатели от образования, читают в своих кабинетах лекции, а дети, прильнув дома к экранам компьютеров, с упоением их слушают. Убивается, сулили нам, сразу несколько зайцев: у школьников, даже в самых дальних уголках, появляется возможность учиться у звёздных педагогов, отпадает необходимость в печатных учебниках, а количество учителей можно резко сократить и платить оставшимся достойную зарплату. Коронавирус далёкую мечту о дистанционном обучении превратил в сегодняшнюю реальность, и она оказалась далеко не столь привлекательной.
Главная, как думалось совсем недавно, проблема – как усадить ребёнка дома за компьютер и удержать его внимание – оказалась, хоть и важной, но не главной, да и чиновники её легко решили: во многих школах родители были вынуждены подписать заявление о том, что «ответственность за освоение образовательной программы» они берут на себя. Что ж, в ситуации самоизоляции проследить за ребёнком вроде бы и не так сложно, а вот как взять на себя вместо школы «ответственность за освоение образовательной программы»? Как показали первые недели занятий в дистанционном режиме, даже очень ответственные родители помочь в освоении могут далеко не всегда.
Детей трое, комп – один
Людмила Матюшкова,
мама троих детей,
Московская область
Утром в понедельник трое моих детей (все школьники) должны были дружно начать дистанционно учиться с использованием одного имеющегося в семье компьютера. Пока я пыталась как-то организовать очерёдность, «завис» школьный портал (электронный дневник), и ни один ребёнок не смог получить доступ к заданиям, которые туда с трудом загрузили учителя. Рекомендованные Министерством просвещения образовательные платформы тоже «висели». В итоге делать уроки дети закончили уже к ночи. Спать пошли усталые и разочарованные – многочасовое сидение у экрана само по себе очень утомительно, а если ещё что-то не понял и потерял нить рассуждений, то и совсем беда.
А ведь дистанционно стали работать ещё и кружки. Вы можете представить себе дистанционное обучение в музыкальной или спортивной школе? А с этих преподавателей тоже требуют доказательств бурной деятельности учеников. Дочь моей подруги бегает по этажам в подъезде, а потом шлёт видео тренеру по лёгкой атлетике.
Промучившись два дня, я приняла решение не пользоваться компьютером для обучения младших детей. Договариваюсь с учителями, и они присылают мне в WhatsApp задания из учебника, а мы отсылаем учителю готовую работу. Но и с этим форматом есть проблемы. Исправления в самой работе учителя сделать не могут, вынуждены каждому писать сообщение. Мне же приходится быть педагогом широкого профиля, хотя меня никто этому не учил. Свою работу теперь делаю урывками, мой компьютер пришлось отдать старшей дочери. Она готовится к последнему этапу всероссийской олимпиады школьников по мировой художественной культуре, сейчас проходят вебинары, и дети по 4 часа слушают лекции. А ведь школьные уроки при этом тоже никто не отменял.
Очень сложно понимать новые темы, особенно по физике, химии, математике и иностранным языкам. Некоторые учителя пытались вести уроки в Skype или Zoom, но это тоже не всегда получается из-за плохого качества связи и техники. Чиновники от образования признают «некоторые технические сложности» и тут же рапортуют: «Мы их преодолеем». Как? Рекомендуют сокращать образовательные программы. Выходит, что дети не получат полный объём знаний, и никто не понесёт за это ответственности. Пандемия оказалась очень удобной возможностью для испытания проекта «Российская электронная школа», который давно пытаются запустить в нашей стране. Так вот, учителя, родители и ученики при словах «дистанционное обучение» дружно кричит: «НЕТ!!!» Франция 5 лет проводила у себя подобный эксперимент и в итоге запретила использовать гаджеты в школах, Англия перешла на советскую систему образования.
Общение с компьютером не наполняет энергией и не вызывает интереса к познанию, как при общении с живым учителем. Образование – это не просто приобретение навыков или получение информации, как нам пытаются внушить. Это процесс воспитания полноценной личности. Учитель оказывает колоссальное влияние на формирование характера ребенка, на выбор дела, которым он будет заниматься всю свою жизнь. Даже если бы случилось чудо и государство обеспечило равными техническими возможностями всех детей, я полностью уверена, что никто из моих друзей и знакомых не согласился бы на электронное образование даже частично.
Прогресс ли это?
Ольга Филатова,
бабушка четырёх внуков,
Москва
Для выполнения заданий при дистанционной системе школьники и их родители должны знать, как устроены компьютерные программы многочисленных образовательных платформ. Даже отличное знание предмета не означает, что вы сможете выполнить электронный тест по нему. При внедрении новой компьютерной программы, будь то 1С, SAP и т.п., сотрудники компаний всегда сначала проходят обучение, а у родителей и детей никакого тренинга не было. Поэтому много времени (и нервов!) тратится вовсе не на получение знаний по изучаемым в школе предметам, а на борьбу с бестолковым программным обеспечением.
Учителям тоже приходится срочно перестраиваться на компьютерные программы выше упомянутого качества, отвечать на вопросы раздражённых родителей, которыми переполнены внутришкольные чаты, и тратить уйму времени на проверку домашних заданий, которые родители учеников присылают им на почту в виде прикреплённых фотографий.
Кто-то скажет, мол, пандемия, надо потерпеть. Возможно, и так. Но я категорически не согласна с теми, кто даже сейчас утверждает, что дистанционное обучение – это прогресс и теперешняя ситуация – прекрасный повод перейти к этому «прогрессу» побыстрее. Люди, занятые в IT-сфере и зарабатывающие на этом огромные деньги, своих детей всячески ограничивают в пользовании компьютером. В школах Силиконовой долины используется исключительно традиционная система обучения без какой-либо цифровизации, да и дома детей от гаджетов ограждают по максимуму. То же самое могу сказать и о наших российских IT-профи, которых знаю лично. Да, цифровизация – это, как нынче принято говорить, тренд. Но вот для своих детей они этого не хотят.
Вирус цифровизации
Виталий Апевалов,
учитель русского языка и литературы,
Эртильский район Воронежской области
Все новые веяния в образовании, с лихорадочным восторгом поддерживаемые сверху, сродни опасной инфекции. Апробируют вовсю электронные учебники, говорят о дистанционном обучении, предрекают, что учителя скоро будут не нужны, останутся одни тьюторы. Чудовищная ложь приобрела размеры гигантского мыльного пузыря, и он лопнул сейчас, во время пандемии.
Отовсюду, со всех площадок, бойко рапортуют о дистанционном обучении, о прелестях инноваций, истошно вопят: «Вперёд, Россия!..» А что на самом деле, господа?.. Москва и Санкт-Петербург – это далеко не вся Россия, но даже там есть сейчас проблемы. Я же хочу сказать о настоящей России, где далеко не у каждого есть компьютер, где скорость интернета меньше, чем у «запорожца» из анекдотов. Пресловутый дневник.ру сутками пропадает куда-то, потом, как блудный сын, нежданно сваливается как снег на голову. Здесь, в настоящей России, в принципе не может быть видеоконференций и прочих «штучек». Компьютеры в наших школах никак не могут понять, что пенсионный возраст повысили и для них, так что они ещё ого-го… и тихо умирают на рабочем месте.
Нагрузка возросла неимоверно. Все ответы приходится проверять в письменной форме. Дети пишут в тетради, фотографируют и пересылают нам для проверки. Далеко не всегда работа хорошо читается, и зрение от этого, как вы сами понимаете, лучше не становится. За компьютером приходится проводить по 12 часов минимум. Работаем через социальные сети: по-другому в наших условиях не выходит. В дневнике.ру ничего не грузится, не прикрепляется.
Ученики и так чересчур много времени проводят в социальных сетях, а теперь они ещё через них вынуждены делать уроки. Как в таких условиях давать знания? Как разъяснить все тонкости и сложности предмета на расстоянии? Этих «как» тысячи, господа, не знающие, что такое российская (не московская!) школа.
В этой ситуации больше всего коробит то, что наши твердолобые чиновники твердят: «А очередная ВПР (всероссийская проверочная работа) всё равно будет». Так и хочется по-чёрному съязвить: «Завтра умрём, но сегодня, перед смертью, обязательно напишем ВПР». Да кому, кроме чиновников, это надо?! Ясно, что пытаются оправдать затраченные миллиарды на пустяки. А на нормальные зарплаты у них, конечно, денег нет.
Ситуация сегодня сложная, но она ярко демонстрирует ущербность политики Министерства просвещения. Многим стало очевидно: без учителя нет школы, нет образования и нет будущего.