Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 февраля 2022 г.
  4. № 8 (6822) (23.02.2022)
Литература Библиосфера

Репортаж с иглой в вене

23 февраля 2022

Елена Данченко. Голландская больница. – Волгоград: Перископ-Волга, 2021. – 216 c.


Экзистенциальная проза Елены Данченко – живая, яркая, эмоциональная, и автору для этого не требуются трагические события. Хотя как сказать. Перед операцией на сердце поневоле задумываешься о главном. И надо отдать должное героине: она с достоинством выносит телесные и духовные испытания, выпавшие на её долю в голландской клинике. Все они описаны без аффектации, конкретно, без единого лишнего слова, до визуальности подробно, создавая эффект присутствия. Эту повесть можно было бы назвать репортажем с иглой в вене. В таких клиниках личные трагедии и драмы неизбежны, что видно из жизненных историй соседей Елены, но воздушный стиль и юмор автора создают у читателя оптимистическое настроение.

Много интересного мы узнаём об особенностях европейской медицины. Очень непривычно, например, размещение в палатах лиц обоего пола. Помнится дискуссия, возникшая в российском интернете в связи с жалобой пациентки реанимации на то, что там находились и мужчины. Конечно, все они были укрыты простынями, но под простынями-то голые! Ей объяснили, что, если она замечает у соседей первичные или вторичные половые признаки, значит, ей не место в реанимации. Но в голландских больничных палатах женщины лежат вперемежку с мужчинами, с которыми им приходится делить и общий санузел. Оригинально. Одна из сторон европейской толерантности. Такая же, как и непрошибаемая вежливость младшего персонала, камуфлирующая негативное отношение к «понаехавшим». Врачи и специалисты относятся к больным внимательнее, но безжалостно придерживаются действующих правил и утверждённых методик, доставляющих мучения пациентам. И вообще, вся система голландской медицины напоминает какой-то красивый механизм, бездушно обрабатывающий, как на конвейере, бедолаг, попавших в его нутро.

Вызывает уважение решительная борьба героини за свои жизненные права, которая (к вящему изумлению российского читателя) приносит не ухудшение, а улучшение её положения в клинике. Воистину в борьбе обретёшь ты право своё! Впрочем, мир не без добрых людей, даже в Европе. Героине повезло – ими оказались её кардиохирург Мартяйн и послеоперационный медбрат Марк, истинный образец христианского отношения к страдающим. Ещё больше ей повезло с голландским мужем Янриком, который всегда с нею рядом, всегда и во всём помогает – от кормления послеоперационной больной с ложечки до защиты её в неоднократных конфликтах с недобросовестным медицинским персоналом. А самое большое сочувствие вызывают борьба героини с многочисленными недугами и те болезненные и мучительные процедуры и бесконечные анализы, которые ей приходится так часто терпеть…

В других рассказах и очерках Елены Данченко также бьётся живой пульс современности во всей её материальности и неоднозначности. Здесь и жанровые зарисовки, и бытовые детали, и психологические портреты современников разного возраста, социального положения, менталитета. И автобиографические заметки, из которых особенно потрясает документальная история жизни матери Данченко. Трогателен также рассказ «Бабочка» – о трагической судьбе русской женщины, искавшей счастья в благополучной Европе, но так и не нашедшей его. Рассказ грустный, светлый, как сама его героиня – блондинка Инга, и правдивый во всех реалиях жизни. Столь же светел и печален рассказ о семье добропорядочных голландцев, глава которой умирает от неизлечимой болезни. Неизбежность ухода каждого из нас и феномен той памяти, которая остаётся в душах близких и родных, раскрыты тонко и ненавязчиво. Особенное впечатление производит сама траурная церемония прощания, организованная с истинно европейскими деликатностью, уважением и достоинством.

Ещё одна из историй посвящена любопытному эксперименту – совместному проекту трёх поэтесс разных стран (России, Китая и Голландии) по выпуску трёхъязычного сборника стихов. Он готовился в творческой атмосфере, авторам удалось преодолеть огромные языковые и смысловые препятствия, но, когда сборник был фактически готов, возникло даже не мелкое, а мелочное недоразумение из-за оформления книги, которое вылилось в столкновение амбиций и погубило саму идею. Так и хочется повторить Гоголя: «скучно на этом свете, господа!» Впрочем, сборник всё-таки вышел, хотя и без голландской составляющей. И сборник замечательный. Жаль только, что маловат по объёму…

Завершая отзыв, признаюсь: грешен, но за пару поэтических строк Елены Данченко я готов отдать десятки страниц её прозы (при всех её многочисленных достоинствах). Ведь, как бы ни была хороша проза, она не в силах вызвать тот эмоциональный подъём, который дарит нам настоящая поэзия. А Елена Данченко – подлинный поэт, и мы вправе ждать от неё не только прозаических произведений, но и новых волшебных стихов.

Игорь Отчик



Тэги: Игорь Отчик
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Звучит над озером романс

    11.05.2025
  • «Особая для наших душ минута...»

    10.05.2025
  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS