Елена Данченко. Голландская больница. – Волгоград: Перископ-Волга, 2021. – 216 c.
Экзистенциальная проза Елены Данченко – живая, яркая, эмоциональная, и автору для этого не требуются трагические события. Хотя как сказать. Перед операцией на сердце поневоле задумываешься о главном. И надо отдать должное героине: она с достоинством выносит телесные и духовные испытания, выпавшие на её долю в голландской клинике. Все они описаны без аффектации, конкретно, без единого лишнего слова, до визуальности подробно, создавая эффект присутствия. Эту повесть можно было бы назвать репортажем с иглой в вене. В таких клиниках личные трагедии и драмы неизбежны, что видно из жизненных историй соседей Елены, но воздушный стиль и юмор автора создают у читателя оптимистическое настроение.
Много интересного мы узнаём об особенностях европейской медицины. Очень непривычно, например, размещение в палатах лиц обоего пола. Помнится дискуссия, возникшая в российском интернете в связи с жалобой пациентки реанимации на то, что там находились и мужчины. Конечно, все они были укрыты простынями, но под простынями-то голые! Ей объяснили, что, если она замечает у соседей первичные или вторичные половые признаки, значит, ей не место в реанимации. Но в голландских больничных палатах женщины лежат вперемежку с мужчинами, с которыми им приходится делить и общий санузел. Оригинально. Одна из сторон европейской толерантности. Такая же, как и непрошибаемая вежливость младшего персонала, камуфлирующая негативное отношение к «понаехавшим». Врачи и специалисты относятся к больным внимательнее, но безжалостно придерживаются действующих правил и утверждённых методик, доставляющих мучения пациентам. И вообще, вся система голландской медицины напоминает какой-то красивый механизм, бездушно обрабатывающий, как на конвейере, бедолаг, попавших в его нутро.
Вызывает уважение решительная борьба героини за свои жизненные права, которая (к вящему изумлению российского читателя) приносит не ухудшение, а улучшение её положения в клинике. Воистину в борьбе обретёшь ты право своё! Впрочем, мир не без добрых людей, даже в Европе. Героине повезло – ими оказались её кардиохирург Мартяйн и послеоперационный медбрат Марк, истинный образец христианского отношения к страдающим. Ещё больше ей повезло с голландским мужем Янриком, который всегда с нею рядом, всегда и во всём помогает – от кормления послеоперационной больной с ложечки до защиты её в неоднократных конфликтах с недобросовестным медицинским персоналом. А самое большое сочувствие вызывают борьба героини с многочисленными недугами и те болезненные и мучительные процедуры и бесконечные анализы, которые ей приходится так часто терпеть…
В других рассказах и очерках Елены Данченко также бьётся живой пульс современности во всей её материальности и неоднозначности. Здесь и жанровые зарисовки, и бытовые детали, и психологические портреты современников разного возраста, социального положения, менталитета. И автобиографические заметки, из которых особенно потрясает документальная история жизни матери Данченко. Трогателен также рассказ «Бабочка» – о трагической судьбе русской женщины, искавшей счастья в благополучной Европе, но так и не нашедшей его. Рассказ грустный, светлый, как сама его героиня – блондинка Инга, и правдивый во всех реалиях жизни. Столь же светел и печален рассказ о семье добропорядочных голландцев, глава которой умирает от неизлечимой болезни. Неизбежность ухода каждого из нас и феномен той памяти, которая остаётся в душах близких и родных, раскрыты тонко и ненавязчиво. Особенное впечатление производит сама траурная церемония прощания, организованная с истинно европейскими деликатностью, уважением и достоинством.
Ещё одна из историй посвящена любопытному эксперименту – совместному проекту трёх поэтесс разных стран (России, Китая и Голландии) по выпуску трёхъязычного сборника стихов. Он готовился в творческой атмосфере, авторам удалось преодолеть огромные языковые и смысловые препятствия, но, когда сборник был фактически готов, возникло даже не мелкое, а мелочное недоразумение из-за оформления книги, которое вылилось в столкновение амбиций и погубило саму идею. Так и хочется повторить Гоголя: «скучно на этом свете, господа!» Впрочем, сборник всё-таки вышел, хотя и без голландской составляющей. И сборник замечательный. Жаль только, что маловат по объёму…
Завершая отзыв, признаюсь: грешен, но за пару поэтических строк Елены Данченко я готов отдать десятки страниц её прозы (при всех её многочисленных достоинствах). Ведь, как бы ни была хороша проза, она не в силах вызвать тот эмоциональный подъём, который дарит нам настоящая поэзия. А Елена Данченко – подлинный поэт, и мы вправе ждать от неё не только прозаических произведений, но и новых волшебных стихов.
Игорь Отчик