Издательство «Молодая гвардия» образовано в октябре 1922 года и является одним из старейших советских, а затем и российских издательств. Благодаря ему были открыты сотни ярких литературных дарований, а знаменитая серия «Жизнь замечательных людей» давно стала летописью всемирной истории и культуры. Сегодня у нас в гостях генеральный директор ОАО «Молодая гвардия» Валентин ЮРКИН.
– Валентин Фёдорович, какие новые книги вы порекомендуете нашему читателю?
– Только что вышли новинки серии «ЖЗЛ»: «Пушкин» в двух томах Ариадны Тырковой-Вильямс, «Шукшин» Владимира Коробова, «Керенский» Владимира Федюка, «Арина Родионовна» Михаила Филина, «Конан Дойл» Максима Чертанова, «Анна Керн» В. Сысоева, «Анна Ахматова» Светланы Коваленко, «Кнут Гамсун» Натальи Будур, «Максим Грек» Нины Синицыной, «Булат Окуджава» Дмитрия Быкова, «Зинаида Серебрякова» Аллы Русаковой и др. Дарю друзьям и знатокам в предвкушении их удовольствия от чтения. Книги, как писала Ирина Одоевцева, – это «лекарство против ограниченности, самодовольства, нравственного тупика. Таблетка от тупости».
– Очень пёстрый перечень славных имён! Скажите, а есть ли логика в формировании этой серии?
– У двух наших проектов – «Жизнь замечательных людей» и «Живая история. Повседневная жизнь человечества» – сходный алгоритм формирования, эти серии чем-то напоминают таблицу Менделеева. Мы знаем, какие биографии и темы разных веков, разных исторических эпох, разных континентов и стран, различных видов деятельности уже отражены в наших изданиях. Пустые клетки показывают нетронутое поле деятельности, и мы их заполняем новыми изданиями. А далее всё зависит от авторов и готовности рукописи в соответствии с канонами биографического жанра. По сути, наше издательство – исследовательский суперцентр по реконструкции отечественной и мировой истории. В одно время могут выйти книги об античном герое и нашем современнике, о персоне российской истории и представителе Европы и Америки. Новый проект «ЖЗЛ. Биография продолжается» всецело посвящён именно известным современникам. Читателям уже представлены жизнеописания таких разных людей, как Борис Громов, Валерий Газзаев, Сергей Степашин, Владимир Путин, Александр Солженицын, Фидель Кастро… Возможно, они, их жизнь что-то подскажут юношеству. Готовим новые книги не только о политиках, но и об актёрах, музыкантах, певцах, спортсменах, словом, о тех, чей опыт может быть полезен молодому поколению.
– Как сказывается нынешний экономический кризис на издательстве?
– А кризис вовсе не новость для нас, он возник ещё в 1992 году, когда книгу втолкнули на рынок на общих основаниях, не понимая её особой сути и миссии. Книга – инструмент национальной педагогики, книга – интеллект нации. Её нужно пестовать, лелеять, всячески помогать: госзаказами, деньгами, значимыми проектами. А мы вынуждены её создавать с тяжелейшими экономическими веригами на ногах. Простой пример: плата за аренду земли, на которой расположена «Молодая гвардия», выросла за ряд лет в три раза. И многие издатели терпят аналогичные трудности.
Хотя рынок оказал и благое влияние. Уровень полиграфического оформления российской книги заметно поднялся. Диапазон тематики тоже впечатляет. Опасность, беда и боль в другом. Книга становится недоступной тем миллионам людей, кому необходима. Надо отрешиться от мысли, что чтение – забава и приятное времяпрепровождение. Философ Иван Ильин утверждал: «По чтению можно узнать человека. Ибо каждый из нас есть то, «что он читает».
– А если человек ничего не читает?
– Увы, таких всё больше и больше. Российская книга два века честно служила делу просвещения народа. Сегодня такая функция ощущается всё слабее и слабее, и это опасно. Ведь Россия вместе со всем миром вошла в сложнейший XXI век. А по многим параметрам нынешнее книгоиздание топчется на месте даже по сравнению с царской Россией. Смешно сказать, но судите сами: 200 лет назад восемь книг «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина царь распорядился выпустить тиражом три тысячи экземпляров. Спустя век В.И. Ленин издал без трудностей в 1908 году сугубо философскую работу «Материализм и эмпириокритицизм» тиражом две тысячи экземпляров. И что мы наблюдаем сейчас? Спросите наших учёных, каковы тиражи их книг сегодня. Хорошо, если тысяча экземпляров...
Флорентий Павленков издавал книги в XIX веке по 30–40 тысяч экземпляров каждую, когда три четверти населения было неграмотно. В советское время из стен «Молодой гвардии» ежедневно выходило 150 тысяч книг. Это была не «брошюрятина», а великие творения Михаила Шолохова, Виктора Астафьева, Чингиза Айтматова, Валентина Распутина, Василия Шукшина, Юрия Бондарева, Василя Быкова, Расула Гамзатова, Леонида Леонова...
– Но ведь книжные магазины в столице ломятся от новых изданий, и среди них регулярно встречаются хорошие книги, о которых когда-то можно было только мечтать... Почему же люди перестают читать?
– Причин много, но главная – книги дороги и шаг за шагом дорожают. Превратив книгу в товар, государство и рынок убивают её массовость, демократизм, просветительскую функцию. Элитарность в смысле недоступности книги интеллигенции и молодёжи уже обозначилась отчётливо. Богатство книжного мира внутри Садового кольца многомиллионной столицы убаюкивает. Какая радость российской провинции от того, что в Оружейной палате Кремля сосредоточены великие ценности? Точно так же обстоит дело и с книгами. 80 процентов книг, издаваемых в Москве, в провинцию не попадают. Представьте, что станет с человеком, если в значительную часть его организма кровь не поступает! Капиллярная система огромной страны расстроена...
– Что в большей опасности – книга или человек? И что можно сделать?
– И книга в опасности, и люди, особенно молодёжь. В стране десять миллионов юношей и девушек в возрасте от 15 до 19 лет. И они уходят от книги, а книга всё более отдаляется от юношества. У страны без образованной молодёжи нет будущего. Или дальнейшая её дебилизация, или шаг за шагом подготовка юношества к жизни в сложном XXI веке. Надежды на Интернет – иллюзии. Если нет учебников, никакой Интернет не поможет, поскольку, чтобы что-то важное и умное в нём найти, надо знать о существовании этих сокровищ человеческой мысли. Откуда можно узнать? Правильно, из книг. Иначе Всемирная паутина будет служить только для поисков порнографии и тому подобного. Последствия государственного равнодушия к ситуации налицо – статистика пьянства, наркомании, презрительного отношения к нормам морали и нравственности шокирует. Государство обязано решать проблему, а не наблюдать агонию участников книжного рынка. Если ситуация с баррелем нефти отслеживается ежеминутно, то скажите, кого интересует тема «Книга – молодёжь – будущее России»? Антикризисную поддержку получают банки, а не издательства. В результате получается, что на поддержку книги миллионы жалко, а на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, преступностью приходится тратить уже миллиарды.