Перейти к содержанию
  Среда 04 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Искусство

Ресторанов в Спасском не будет!

Абросимова Арина Абросимова Арина — 01 января 2007

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Живописные пейзажи в многоярусных оттенках зелёного, с радостным простором жёлтых полей или внезапным оврагом, над которым стоит скромная деревенька, какая-нибудь Медвежатка, домов эдак в десять. А в глубине этого раздолья, в 67 км от Орла, – село Спасское-Лутовиново. Тропа как российских, так и зарубежных туристов в музей-заповедник, родовое гнездо Ивана Сергеевича Тургенева, не зарастает. И жизнь в этом достаточно отдалённом от цивилизации месте весьма насыщенна: более полувека существует народный хор – лауреат многих конкурсов, в репертуаре которого самобытный фольклор XVIII века и песни на стихи Тургенева, восемь лет проводится праздник «За околицей» с народными играми и ярмаркой ремёсел…
Но сердце села – всё-таки музей, о буднях и праздниках которого рассказывает его директор Николай ЛЕВИН.

– Николай Ильич, музей-усадьба, а тем более заповедник, – это особое замкнутое пространство, но сегодня вряд ли возможно совсем отгородиться от окружающего мира. Это взаимодействие не разрушительно? 

– Мы тоже являемся частью окружающего мира. Может, мы и рады были бы замкнуться в себе, но нет у нас ни такого права, ни такой возможности. 83 гектара усадьбы – так называемая туристическая зона. Но вы могли бы себе представить, что при въезде в Спасское-Лутовиново будут кафе, рестораны, бензозаправка? Вот и мы не можем. Я категорически против того, чтобы сдавать в аренду музейные помещения… Я – за сохранность усадьбы. Всего в заповеднике девять тысяч гектаров: бесценные природные и исторические памятники. Постановлением губернатора Орловской области мы отвечаем за сохранность этих мест. А разрушением может считаться, к примеру, застройка. 

– Разве возможна застройка в государственном заповеднике? 

– Года четыре назад такая попытка была. Был и суд, но мы дело выиграли. Строительства теперь не допускаем. 

– В музее всё зависит от директора? 

– Музей – это особая структура. Если директор не будет работать сам и не найдёт интересную работу для сотрудников, то в коллективе просто начнутся склоки! Особенно зимой, когда нет туристов. Я пришёл сюда 19 лет назад, и было сразу столько жалоб, столько всего писали! А новый директор, конечно, мечтает о грамотных сотрудниках, о проведении качественных интересных экскурсий, о дополнительных программах. У нас с 1990 года проводятся Тургеневские чтения, выпущено четырнадцать номеров «Спасского вестника» – и люди пребывают в позитивном напряжении. У кого-то есть к этому талант, стремление, способности – тогда он на виду и, что называется, в чести. На Тургеневские чтения к нам приезжают и из Пушкинского музея, и из Литературного, и из Пушкинского Дома. Мы же собираем людей не просто для того, чтобы посмотреть, как красиво в Спасском. 

– Кстати, судя по внешнему виду построек, реставрация закончилась совсем недавно? 

– По существу, музей заново построили в 1976 году, он был совсем другим – не тем, что вы видите сейчас. Всё, что сейчас можно увидеть в усадьбе, сделано за последние десять лет. Причём мы ни на день не закрывались! Частями восстанавливали, с фундамента до крыши, по две-три комнаты. 

– Есть крылатая фраза «Сохранить и приумножить». В контексте музея-усадьбы что такое «сохранить», понятно, а что значит «приумножить»? 

– «Сохранить» – это поддержание того, что уже есть, восстановление ранее существовавших предметов и памятников. Но здесь очень многое было в таком состоянии, что не подлежало восстановлению. Мы купили пустующий дом, отремонтировали и открыли в нём великолепный выставочный зал, который работает уже два года. Было восемь выставок, например, из московского музея им. Пушкина или персональная выставка художника Дмитрия Билюкина. А сейчас проходит выставка, посвящённая 220-летию Варвары Петровны, матери Тургенева. Варвара Петровна была совсем не такой, как нам говорили в школе, не была она «салтычихой»! Я читал её дневники. У нас есть свой маленький издательский отдел, и мы собираемся где-то через годик издать её письма. Это – приумножение. Мы и церковь сделали. На неё деньги давал Борис Николаевич Ельцин. Освятили её в 2000 году. Постоянно ведём закупки: только в прошлом году мы приобрели экспонатов на пять миллионов рублей – литографии и предметы быта из дворянских усадеб. 

– В Мелихове, Михайловском, Ясной Поляне и других аналогичных домах-музеях проводятся ежегодные фестивали. А у вас? 

– Свой праздник мы ежегодно проводим в третьей декаде июня – Тургенев именно в это время обычно возвращался в усадьбу из Франции. Приглашаем московские театры, была у нас мастерская Марка Захарова из РАТИ, Олег Погудин бывает постоянно, из Тулы два хороших коллектива – на наш праздник все едут с удовольствием. Думаю, что и сам Иван Сергеевич оценил бы его по достоинству. 

– Директору музея по идее положено досконально знать творчество Ивана Сергеевича? 

– У нас есть известный тургеневед Галина Курляндская, ей 96 лет, и она говорит, что не знает Тургенева и в совершенстве его никто не может знать. По образованию я преподаватель русского языка и литературы, выпускник Орловского университета. У нас очень хорошо преподают не только Тургенева, но и Николая Лескова, и Леонида Андреева, и Ивана Алексеевича Бунина… Они же все здешние, отсюда родом. 

– Наверное, на Орловщине именно «своих» авторов в первую очередь изучают, а на другие имена обращается не так много внимания? 

– Ну почему? Люди, конечно, сами интересуются творчеством своих земляков. Смотрите, какая плеяда была! Тургенева можно в чём-то сравнивать с Толстым, Чеховым… Его творчество оказало сильное влияние на многих прозаиков и поэтов. На Фета, Тютчева, на того же Толстого. 

– Прошлым летом в Спасском-Лутовинове снимали сериал по роману «Отцы и дети». Насколько, по-вашему, была необходима новая экранизация? 

– Восхищения от работы той съёмочной группы у меня нет. Кончаловский лет тридцать назад сделал удачную экранизацию «Дворянского гнезда», это моё самое любимое произведение у Ивана Сергеевича. Но это, скорее, исключение из правил. Как показывает практика, у современных режиссёров экранизации не получаются. И боюсь, что в этом сериале я разочаруюсь, хотя и актёры подобраны хорошие… Заранее всё-таки трудно делать прогнозы. Надеюсь, что я ошибаюсь.
 
– Морально-нравственные вопросы, которые поднимал Тургенев, на мой взгляд, актуальны и сегодня. 

– Конечно! Проблема отцов и детей всё так же неразрешима. Тургенев нисколько не устарел.
– Тургеневские «дети» сильно отличаются от современной молодёжи? 

– Разве можно вот так сравнивать! 

– Но Тургенев «убил» Базарова, показывая читателю, что человек с такой программой жизни обречён. Сегодня нигилистов гораздо больше, чем в тургеневские времена. Какое у них будущее?..
– Сейчас отцы сами подают пример нигилизма своим детям, сами воспитывают нигилистов. Аморфность молодого Кирсанова – разве не её мы сегодня наблюдаем едва ли не повсеместно? Сейчас литературных героев совсем за другое убивают. А в своё время Тургенев за этот роман и справа, и слева получал удары. А «спасибо» за него ему так никто и не сказал. И в творчестве, и в громадной общественной работе он, Тургенев, мечтателем был и пытался воздействовать на мир. Но везде за это он получал оплеухи. 

– Мечтатель, но не утопист. 

– Он как раз абсолютно трезво смотрел на жизнь. Но он верил в высокое предназначение и светлое будущее русского народа. 

Арина АБРОСИМОВА

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Алфавит тишины

06.07.2023

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

05.07.2023

Сквозь невесомое время

05.07.2023

Мир через замочную скважину

03.07.2023

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век Памятник
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты