В одном литературном объединении высокого уровня обсуждались стихи вновь принятой поэтессы. Не очень ровные по исполнению, они подкупали светлым мироощущением, душевной открытостью и добротой. Участники обсуждения не могли не почувствовать этого. И были в некоторой растерянности. «Может быть, это… стихи для детей?» – не совсем уверенно предположил кто-то, хотя ничего специфически «детского» в строчках не присутствовало. Но как бы само собой предполагалось, что написанное для взрослых в наши дни может быть только сумрачным или, на худой конец, скептически-ироничным.
Этот эпизод невольно вспоминается, когда читаешь вышедший в Санкт-Петербурге трёхтомник под длинным названием «Собрание произведений лауреатов литературно-педагогического конкурса «Добрая лира». Издание и впрямь адресовано детям и тем, кто работает с ними, и сам конкурс, как говорится в положении о нём, «направлен на поддержку детского чтения». Однако большинство включённых в итоговый трёхтомник произведений с увлечением читается и взрослыми, истосковавшимися по доброму слову. У каждого тома – своё имя: «Когда я был маленький…», «Окна родного дома», «Познавательные прогулки». Условия конкурса не сулили (и не сулят, скажем сразу) больших премий: только возможность опубликоваться (пусть и тиражом в четыреста экземпляров) да ещё – вероятность быть включённым в рекомендательный список для домашнего чтения в школах, по которым тираж в основном и распространяется. И тем не менее в минувшем 2007 году конкурс собрал внушительный состав участников. Географический разброс – «от Москвы до самых до окраин» нашей по-прежнему великой страны, плюс – Белоруссия, Литва, Канада, Израиль. Жанровое разнообразие тоже немалое: повести, рассказы, юморески, краеведческие очерки. Но главное – чтение убеждает, что далеко не исчерпаны ресурсы доброты в нашем мире. Об этом думаешь, например, когда читаешь повествование Станислава Олифера из города Приозёрска Ленинградской области под заглавием «Дай руку и пошли»: о том, как рассказчик день за днём, шаг за шагом приобщает своего шестилетнего сына к тайнам живой природы. Сочинение это, выдержанное в традициях Виталия Бианки, Николая Сладкова и (не побоимся вспомнить высочайший образец!) Владимира Арсеньева, издавать бы да переиздавать – так оно увлекательно, так человечно, хотя отнюдь не умилительно-бесконфликтно. Видно, что автор – человек бывалый, знающий и любящий то, о чём пишет. А рядом можно назвать повесть «Луиза» о жизни бездомной кошки тринадцатилетней (!) Евгении Сёминой из города Новотроицка Оренбургской области. Повестушка маленькая, бесхитростная, но, что называется, «выстроенная», отмеченная пристальностью взгляда на мир глазами девочки, выросшей в «маленьком пыльном городке», где «однообразные пятиэтажные дома, зияющие дырами подъездов, сломанные скамейки, блёклая зелень». И с интересом воспринимаешь информацию, что, оказывается, в активе юного автора есть ещё повесть о самых любимых животных – лошадях и… роман о некоей девушке-драконе.
Пожалуй, самое трудное – рассказать об учредителях конкурса и премии (она ещё называется «премией педагогического признания»). Потому что звучать это будет так: «Конкурс проводится Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования (СПбАППО), государственным образовательным учреждением – лицеем информационно-коммуникативных технологий ‹ 590…» Уф! Видимо, таков деловой язык нашей эпохи. За подробностями заинтересованные авторы пусть обращаются на сайт по адресу http//likt590.ru. Потому что конкурс в нынешнем году повторяется. В его жюри – известные петербургские писатели, педагоги.
Они ждут соискателей до конца августа. И главный критерий, как и прежде, – не только литературная добротность, но и доброта в её изначальном смысле.
, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ