Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 января 2025 г.
Культура

Ревизор в «Щуке»

09 января 2025

Последнее время в сфере учебного театра Москвы после десятилетий безвкусицы, а порой и форменных безобразий наметилось доброе веяние постановок классики. Такова и недавняя премьера спектакля с участием второкурсников в театре ВГИКа «Женитьба Белугина» (режиссер Т. Бондаренко), и спектакль «Зойкина квартира» этого же театра (режиссер А. Гарнова), «Прощание с Матерой» в учебной студии ГИТИС (режиссер С. Яшин), ряд других работ. Островский и Булгаков, Распутин и Гоголь учат своими произведениями талантливое сценическое юношество, а не весьма сомнительные порой «герои нашего времени». Причем нельзя переоценить, что в музыкальном оформлении спектаклей мы можем услышать музыку Валерия Гаврилина, Георгия Свиридова и русских классиков более старых лет, причем русская песня хоровым многоголосием тоже всё больше в чести. Неужели движение к русскому классическому театру?! Очень хочется верить.

Добрый пример тому – предпремьерный показ спектакля «Ревизор» (Н.В. Гоголь) в учебном театре Щукинского института, состоявшийся в самом конце декабря прошлого года (режиссер-педагог Владимир Сажин). Комедия эта столь же известна, сколь и бессмертна, версий ее имеется немало. Но гоголевский текст воистину не имеет дна! – и вот опять новое прочтение, причем молодыми актерами (четверокурсники).

Любой спектакль должен оставаться в памяти зрителя на всю жизнь. Сразу можно сказать, что щукинский «Ревизор» - насыщенная творчеством, яркая, даже блестящая сценическая версия – безусловно событиен. Постановка самобытна, полна замечательных режиссерских находок - великолепно придуманных пауз, со вкусом поданной эксцентрики, которая не оживляж, а блёстка, своеобычной пластики. Темп спектакля очень динамичен, скука – ноль. И всё это со вкусом, без всяких современных низменных штучек и угождений публике-дуре, но и без «нафталина». Весьма милы звуковые эффекты – от писка комара до эха, которым разносятся голоса, отменное многоголосие в пении и просто великолепный вокал - поразили своими соло А. Надточий (Земляника) и Д. Руэда-Маэстро (Ляпкин-Тяпкин).

Самое главное, что налицо игра сложившегося коллектива, с самобытной сценической аурой, явным энергетическим посылом. Выкладываются до хрустального пота, фанатично, с азартом. Кураж! Репликами обмениваются с совершенным пониманием смысла, будто подхватывают пассы опытные футболисты (в этом спектакле паузы вообще художественны). Великолепно играют паузы, психологичны. Сильны на юмор и иронию, зал уверенно хохочет! И чиновники с Бобчинским-Добчинским (А. Русин, Р. Нарский, А. Христофоров, И. Елисеев), и маменька с дочкой (Ю. Сиринько и З. Ландау), и очень эмоциональный и своеобразный Осип в лице С. Лопанова, и слесарша Пошлепкина с унтер-офицершей (Е. Жигульская и Д. Дубова, причем последняя ругала Городничего и его тетку с какой-то раскаленной, неподражаемой мощью), и трактирный слуга Д. Чернов – равно сильны, друг друга стоят. В «Ревизоре» второстепенных персонажей нет, играть там каждому нужно памятно, со смыслом – у ребят это получилось.

Если говорить о главных героях пьесы, то совсем молодые по возрасту актеры восхитили. Могуч Городничий – несомненно, это новый Городничий (при десятках виденных ранее), запоминающийся, я бы сказал – вещательный Городничий. Захар Муралёв провел эту роль мощно, всеохватывающе. Увидев его без грима, поразился молодости Антона Антоновича и присутствию в нем столь взрослых эстетических сил (театр – это ведь эстетика, и такие спектакли заставляют вспомнить это в наш непростой век). Диапазон выразительности актера велик, и хорошо, что это особенно чувствуется, когда он говорит и играет тихо (скрип двери и угрожающие реплики вроде «подать сюда Ляпкина-Тяпкина» сыграны неподражаемо). Что же касается Хлестакова, то его исполнение по органике, пластике, выделке, движениям, тембру голоса просто блестяще. Александр Свинцов - новый Хлестаков в русском театре. Он к тому же наделен отличным певческим голосом и удивительной пластикой. Это солист по натуре, какой-то сценический цветок, его Хлестакова хочется рисовать пером мирискусников.

Вкусовщина всегда неизбежна, можно, конечно, к чему-то и придраться: показалось, что очень много форсирования голоса, например. Гоголь силен не только сюжетом, но и, главное – словом. И хочется, чтобы это слово чаще преподносилось тонкой нюансировкой, а не громогласным звуковым плакатом для раскачки публики – Гоголь в этом не нуждается, да и актеры раскроются тогда гораздо богаче, чем в крике и размахивании руками. Это напоминает игру на рояле на одном фортиссимо с непрерывной педалью (к счастью, ненадолго, спектакль быстро подхватывает и заставляет как бы дальше кружиться в танце). Слишком много крестятся и не всегда правильно (ниже пупка), шутить с этим вряд ли стоит. На мой взгляд, налицо и некоторый переизбыток энергического беганья по сцене (которое выполнено было, тем не менее, безупречно) – «Ревизор» не шоу. Купировать Гоголя – вещь неблагодарная, Гоголь знал, что делал, а купюры порой обидные (уж про господина Загоскина, например, можно было и оставить). Но смотришь и понимаешь, что это стилистика постановки, и от души стараешься принять ее такой какая есть, ибо главное в ней совершенно убеждает.

Пожелаем ребятам держать высокую планку и постараться избежать всяческих пустых комиксов, мюзиклов и иной теперешней мишуры за деньги, хранить себя актерами и учиться у лучших мастеров в истории театра, не стать шоуменами и развлекателями, помнить о главном: «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра» (Н.В. Гоголь, курсив наш). Лучше сыграть одну, но вечную роль, чем десять невечных. Дай им Бог сохранить богатство актерской души и развиваться дальше – начало положено замечательное.


Обсудить в группе Telegram

Алексей Вульфов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS