Последнее время в сфере учебного театра Москвы после десятилетий безвкусицы, а порой и форменных безобразий наметилось доброе веяние постановок классики. Такова и недавняя премьера спектакля с участием второкурсников в театре ВГИКа «Женитьба Белугина» (режиссер Т. Бондаренко), и спектакль «Зойкина квартира» этого же театра (режиссер А. Гарнова), «Прощание с Матерой» в учебной студии ГИТИС (режиссер С. Яшин), ряд других работ. Островский и Булгаков, Распутин и Гоголь учат своими произведениями талантливое сценическое юношество, а не весьма сомнительные порой «герои нашего времени». Причем нельзя переоценить, что в музыкальном оформлении спектаклей мы можем услышать музыку Валерия Гаврилина, Георгия Свиридова и русских классиков более старых лет, причем русская песня хоровым многоголосием тоже всё больше в чести. Неужели движение к русскому классическому театру?! Очень хочется верить.
Добрый пример тому – предпремьерный показ спектакля «Ревизор» (Н.В. Гоголь) в учебном театре Щукинского института, состоявшийся в самом конце декабря прошлого года (режиссер-педагог Владимир Сажин). Комедия эта столь же известна, сколь и бессмертна, версий ее имеется немало. Но гоголевский текст воистину не имеет дна! – и вот опять новое прочтение, причем молодыми актерами (четверокурсники).
Любой спектакль должен оставаться в памяти зрителя на всю жизнь. Сразу можно сказать, что щукинский «Ревизор» - насыщенная творчеством, яркая, даже блестящая сценическая версия – безусловно событиен. Постановка самобытна, полна замечательных режиссерских находок - великолепно придуманных пауз, со вкусом поданной эксцентрики, которая не оживляж, а блёстка, своеобычной пластики. Темп спектакля очень динамичен, скука – ноль. И всё это со вкусом, без всяких современных низменных штучек и угождений публике-дуре, но и без «нафталина». Весьма милы звуковые эффекты – от писка комара до эха, которым разносятся голоса, отменное многоголосие в пении и просто великолепный вокал - поразили своими соло А. Надточий (Земляника) и Д. Руэда-Маэстро (Ляпкин-Тяпкин).
Самое главное, что налицо игра сложившегося коллектива, с самобытной сценической аурой, явным энергетическим посылом. Выкладываются до хрустального пота, фанатично, с азартом. Кураж! Репликами обмениваются с совершенным пониманием смысла, будто подхватывают пассы опытные футболисты (в этом спектакле паузы вообще художественны). Великолепно играют паузы, психологичны. Сильны на юмор и иронию, зал уверенно хохочет! И чиновники с Бобчинским-Добчинским (А. Русин, Р. Нарский, А. Христофоров, И. Елисеев), и маменька с дочкой (Ю. Сиринько и З. Ландау), и очень эмоциональный и своеобразный Осип в лице С. Лопанова, и слесарша Пошлепкина с унтер-офицершей (Е. Жигульская и Д. Дубова, причем последняя ругала Городничего и его тетку с какой-то раскаленной, неподражаемой мощью), и трактирный слуга Д. Чернов – равно сильны, друг друга стоят. В «Ревизоре» второстепенных персонажей нет, играть там каждому нужно памятно, со смыслом – у ребят это получилось.
Если говорить о главных героях пьесы, то совсем молодые по возрасту актеры восхитили. Могуч Городничий – несомненно, это новый Городничий (при десятках виденных ранее), запоминающийся, я бы сказал – вещательный Городничий. Захар Муралёв провел эту роль мощно, всеохватывающе. Увидев его без грима, поразился молодости Антона Антоновича и присутствию в нем столь взрослых эстетических сил (театр – это ведь эстетика, и такие спектакли заставляют вспомнить это в наш непростой век). Диапазон выразительности актера велик, и хорошо, что это особенно чувствуется, когда он говорит и играет тихо (скрип двери и угрожающие реплики вроде «подать сюда Ляпкина-Тяпкина» сыграны неподражаемо). Что же касается Хлестакова, то его исполнение по органике, пластике, выделке, движениям, тембру голоса просто блестяще. Александр Свинцов - новый Хлестаков в русском театре. Он к тому же наделен отличным певческим голосом и удивительной пластикой. Это солист по натуре, какой-то сценический цветок, его Хлестакова хочется рисовать пером мирискусников.
Вкусовщина всегда неизбежна, можно, конечно, к чему-то и придраться: показалось, что очень много форсирования голоса, например. Гоголь силен не только сюжетом, но и, главное – словом. И хочется, чтобы это слово чаще преподносилось тонкой нюансировкой, а не громогласным звуковым плакатом для раскачки публики – Гоголь в этом не нуждается, да и актеры раскроются тогда гораздо богаче, чем в крике и размахивании руками. Это напоминает игру на рояле на одном фортиссимо с непрерывной педалью (к счастью, ненадолго, спектакль быстро подхватывает и заставляет как бы дальше кружиться в танце). Слишком много крестятся и не всегда правильно (ниже пупка), шутить с этим вряд ли стоит. На мой взгляд, налицо и некоторый переизбыток энергического беганья по сцене (которое выполнено было, тем не менее, безупречно) – «Ревизор» не шоу. Купировать Гоголя – вещь неблагодарная, Гоголь знал, что делал, а купюры порой обидные (уж про господина Загоскина, например, можно было и оставить). Но смотришь и понимаешь, что это стилистика постановки, и от души стараешься принять ее такой какая есть, ибо главное в ней совершенно убеждает.
Пожелаем ребятам держать высокую планку и постараться избежать всяческих пустых комиксов, мюзиклов и иной теперешней мишуры за деньги, хранить себя актерами и учиться у лучших мастеров в истории театра, не стать шоуменами и развлекателями, помнить о главном: «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра» (Н.В. Гоголь, курсив наш). Лучше сыграть одну, но вечную роль, чем десять невечных. Дай им Бог сохранить богатство актерской души и развиваться дальше – начало положено замечательное.