Юрий Черниченко по своей природе был революционером. Хочется подчеркнуть – не диссидентом, а именно революционером. Он был им ещё в советские времена, когда не являлся никаким политиком, а просто писал свои «деревенские» очерки и вёл на телевидении знаменитый «Сельский час». О, по-современному выражаясь, какой был рейтинг у этого, казалось бы, незавлекательного, по определению должного быть скучнейшим «часа»! Вся страна, все её жители, сельские и городские, бросали свои дела и устремлялись к «ящику» – такой популярности нет даже у нынешней «Большой разницы». То, как Черниченко вёл передачу, что говорил, – всё дышало не только искренностью убеждений, но и неукротимой страстью, яростной силой чувств, он был больше, чем писатель, больше, чем публицист, и прильнувший к телеэкранам советский народ это прекрасно чувствовал.
Революционность Черниченко как личности стала явной после избрания его в 1989 году депутатом Верховного совета СССР. Он тотчас стал одним из виднейших деятелей демократической оппозиции, его популярность в народе возросла многократно. И не популярность даже это была, а любовь. Помню, как уже в 1991-м мы с ним ехали куда-то на его «Жигулёнке», и ему нужно было по каким-то делам заскочить в здание Моссовета на Тверской, тогда ещё по-советски Горького. Дежуривший около здания милицейский офицер, узнавший Юру, такое ощущение – готов был выскочить из мундира от счастья видеть его рядом, пожать руку, помочь с парковкой. «Юрий Дмитриевич, Юрий Дмитриевич, вы не отступайте, давайте!..» – только и приговаривал он, не в силах сказать что-то ещё. А Юрий Дмитриевич в ответ лишь похмыкивал, мычал что-то малочленораздельное – выражение этой любви и почтения вызывали в нём неловкость и желание поскорее спрятаться куда-нибудь в тень. Ему совсем не нужно купаться в обожании, главным для него было находиться в состоянии борьбы, неуклонно и твёрдо вести свою линию – теперь уже в политике, – а всё прочее, что сопутствовало его деятельности, ощущалось им как шелуха, шлам, издержки этой деятельности. Состояние борьбы было для него естественно и любимо, он наслаждался им, ему было в нём хорошо и уютно, как другому в кресле с бутылкой пива и вставленным в видак дешёвым боевиком.
Революционность, впрочем, хороша именно в революционных делах и в революционные времена, в практических делах и постреволюционную эпоху внутренняя революционность человеку только мешает, заставляя его принимать ошибочные решения и терять завоёванные позиции. Логика революционного поведения заставила Черниченко приветствовать незаконный разгон Верховного совета в октябре 1993 года. Эта же внутренняя революционность спустя ещё два года не дала ему встроиться в новое, постреволюционное время, выбросив его из кресла сенатора и, по сути, из политической жизни. Что, по моему убеждению, делает ему честь: оставшиеся от прежней эпохи в нынешней политической жизни поступились, похоже, не только принципами, но и самой основой своей личности.
Истинных революционеров в обществе в отличие от консерваторов не бывает много, они штучные люди. И, как те же консерваторы, они могут сыграть в жизни общества и положительную, и отрицательную роль. Талантливый и яркий человек Юрий Черниченко был таким, настоящим революционером. Со всеми присущими этому человеческому типу качествами. Однако, что бы и кто бы ни говорил, по своему общему знаменателю сделанное им в этой земной, бренной жизни имеет сугубо положительное значение. Как ни суди, а в конце концов честность и искренность, что были основой его личности, весят на Божьих весах много больше, чем лицемерие и корысть – человеческие свойства, и духа которых он не переносил.