Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Рейс с поднятыми руками

01 января 2007

ПОЛИТПРОСВЕТ

Облетевшее весь мир известие о захвате сомалийскими пиратами украинского судна «Фаина» не было первым и не стало последним. Пираты продолжают атаковать гражданские суда и даже вступают в вооружённые столкновения с находящимися в том районе военными кораблями.

«Пираты, ворвавшиеся на судно, заставили перегрузить несколько тонн крабов на борт баржи, а потом начался настоящий ад. Насиловали женщин, избивали и пытали мужчин. Часть команды расстреляли, часть изрубили корабельными винтами. Подробности стали известны благодаря двум морякам: бандиты отпустили их специально, чтобы они рассказали миру об этих ужасах. Цель? Чтобы другим неповадно было без разрешения пиратов вести промысел в Сиамском проливе».

Это жуткая быль о судьбе экипажа траулера-рыбокомбината из Малайзии. СМИ чуть ли не каждый день ошеломляют мир известиями о новых нападениях пиратов на гражданские суда. Подобные известия больше всего напоминают сводки о боевых действиях. Сегодня пираты ведут свой промысел в водах Юго-Восточной Азии, у берегов Латинской Америки, Нигерии и с особой активностью в районе так называемого Африканского рога – в Аденском заливе, у побережья Сомали.

Что же международное сообщество? Вроде бы оно не сидит сложа руки. Принимаются всё новые международные правовые нормы, призванные положить конец пиратству. К примеру, резолюция 1816 ООН от 2 июня 2008 г. предусматривает возможность военным кораблям любой страны войти в территориальные воды Сомали и использовать «все необходимые средства» для отражения пиратских атак. Однако резолюции есть, а пираты продолжают захватывать суда.

В октябре этого года влиятельная международная газета Trade Winds, публикующая материалы о морском судоходстве, прямо написала, что ситуация в сомалийских водах «полностью вышла из-под контроля». Судите сами: если в 2007 году было зарегистрировано 13 пиратских атак, то в текущем году уже более 50 нападений. Газета утверждает, что пираты в настоящее время удерживают по крайней мере дюжину судов и 200 моряков как заложников.

В сомалийских водах действует около тысячи бандитов, разделённых на пять основных групп. В их распоряжении около полусотни скоростных катеров. По свидетельству британской Lloyd’s List, «пираты хорошо финансируются и имеют самое совершенное военное снаряжение». Однако военная мощь цивилизованного мира несравнима с их возможностями. Одно только украинское судно «Фаина», захваченное в районе Сомали, окружено шестью американскими военными кораблями. В эту зону направлены патрульные корабли из других стран. Однако американцы не торопятся применять оружие против захвативших «Фаину», поскольку те угрожают в случае вооружённого противостояния расстрелять её экипаж.

Недавно за находившийся в заложниках экипаж (38 человек) танкера «Бунга Мелати Дуа» владеющая им судоходная компания (MISC) заплатила пиратам наличными два миллиона долларов выкупа. Многие считают, что экипажи «Фаины» и других, попавших в сходное положение судов, также должны быть выкуплены. Но все понимают: каждый новый выкуп лишь разжигает аппетиты пиратов, поощряет их к новым атакам.
Есть ли радикальный выход из ситуации?

Проблема современного пиратства обсуждалась на заседании Международной лиги «Забота о моряках».
Среди членов лиги несколько капитанов с большим опытом. Один из них Геннадий Бакаев, когда-то носивший звание «лучший капитан Советского Союза», высказался так:
– Когда я проходил зоны пиратских действий, всегда ставил на бак дополнительного вперёдсмотрящего. Наблюдали за ситуацией на море и с левого, и с правого бортов. Наготове были брандспойты, сигнальные ракеты, даже огнетушители. Пираты берут чем? Внезапностью. Подкравшись, закидывают со своего катера канаты с «кошками», крепятся ими к фальшборту и потом по канатам, как обезьяны, лезут на судно, берут его на абордаж. Если направить мощную струю из брандспойта в молодчика, пытающегося забросить «кошку», вряд ли у него это получится…

Бакаеву возражали. Пираты сегодня уже не те, что раньше. Против калашникова и гранатомёта не поможет никакой огнетушитель.

В своё время, когда США и СССР стали патрулировать на боевых кораблях зону Малаккского пролива, пираты там притихли.

В XVIII–XIX веках пираты были раздавлены военной силой. По-видимому, то же следует сделать и в XXI столетии.
В упомянутом здесь номере газеты Trade Winds опубликовано письмо английского капитана Филиппа Карра. Он не соглашается с предложениями вооружить торговые суда, добавить им скорости для бегства от пиратов: «Мы не станем вооружёнными силами, чтобы выполнять работу военно-морского флота, и, к сожалению, у нас нет таких газовых турбин, чтобы увеличить скорость до 30 узлов». Англичанин упрекает военно-морские силы своей страны и других западных государств в том, что они не выполняют своего долга в деле противодействия пиратам.

Капитан напоминает, что американцы не только обнаружили со спутников-шпионов, но и разместили в Интернете точное расположение трёх базовых судов-«маток», поддерживающих все пиратские атаки. Разбомбить их ничего не стоит.

Критикуя Запад за нерешительность, Карр пишет: «Будем надеяться, что русские скоро придут и потопят все три базы. И тогда мы увидим, является ли данная проблема такой уж сложной, как это представляется сторонникам ничегонеделания».

Роальд АЛЯКРИНСКИЙ, председатель Международной лиги «Забота о моряках»

Обсудить в группе Telegram

Роальд Алякринский

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS