Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Режущая отчётливость гравюры

01 января 2007

ГОСПОДА АРТИСТЫ

Роли и судьбы Владимира Ровинского

В роли Кочергина в спектакле «Русский водевиль»В последней и программной премьере МХАТа им. М. Горького – «Комедиантах господина…» по знаменитой пьесе Михаила Булгакова, более известной под названиями «Кабала святош» и «Мольер», – он играет тушильщика свечей и преданного слугу первого актёра Франции. Роль, что и говорить, из числа «подарков»: сочная, выразительная, с замечательным внутренним развитием и рядом «высших точек». Другое дело, что благодаря устоявшейся театральной традиции этот образ принято решать, даже на уровне «внешних данных» исполнителя, в стилистике своего рода уютной, домашней акварели – мягкими тонами, округлыми линиями. Если так можно сказать, чаплинским или санчопансовским «ходом», когда трагическая история протагониста оттеняется преимущественно комедийной, доходящей порой до фарсовых красок линией «маленького человека», эдакого преимущественно забавного – пускай и с прорывом в драматизм – толстячка-хлопотуна. 

Когда Татьяна Доронина назначала на Бутона Владимира Ровинского, она определённо шла вразрез с предощущениями зала. Какой там Санчо! Если уж на то пошло, скорее Дон Кихот – высокий, сухой, поджарый, с резкими, мужественными четрами лица артист нисколько не напоминает закулисного «домового» (образ, который, несомненно, в первую очередь двигал автором). Рыцарь, Дух, в каком-то смысле символ того прекрасного, волшебного и одновременно несправедливого и «вывихнутого» мира, доставившего столько счастья и столько горя и Мольеру и Булгакову, – вот величественная фигура, встающая за тушильщиком-слугой Ровинского, вот его и театра неожиданное, но абсолютно состоятельное прочтение. 

Надо сказать, что всё «положенное» по «статусу» роли выполнено стопроцентно – и «оттеняющая» комическая стихия, и бурлескное начало, и мотив абсолютной преданности… Но параллельно артисту удаётся показать в своём Бутоне его личность, его драму, его человеческое величие. И, если хотите, сыграть точное и единственно верное понимание своего места в искусстве – пусть оно не будет великим, но всё равно должно переживаться как служение. 

Наверное, отнюдь не случаен тот факт биографии, что Ровинский, с его на первый взгляд совершенно не «актёрской» внешностью (человек из толпы – да, запоминающийся, да, обращающий на себя внимание, статью, умными глазами, благородством облика – но никак не «Актёр Актёрыч») создал на сцене не один классический характер труженика кулис из числа своих коллег по профессии. Шмага в «Без вины виноватых», Актёр в «На дне». О последней работе было когда-то очень выразительно и точно сказано критиком: «Это роль-рама, которая держит картину». 

Подобных «рам» он за свои несколько десятилетий «беспорочной службы» смастерил (в данном случае это производное от слова «мастерство») немало. В своём первом театре – Харьковской русской драме, куда пришёл после окончания Института искусств им. И. Котляревского. Потом в Первом московском областном драматическом – не самом идеальном, что уж греха таить, для всерьёз озабоченного самосовершенствованием и творческим ростом. Наряду с целым рядом безымянных фельдфебелей, сержантов и обер-лейтенантов Ровинский сыграл в подмосковном коллективе несколько заметных ролей в современных на ту пору отечественных пьесах, заявил о себе как «социальный герой», идеально подпадающий под фактуру «нашего знакомого», «парня из соседнего подъезда». А ещё сумел в достаточной степени заявить о комической составляющей своего дарования, о чувстве юмора, проявляющемся на сцене звучно, но тонко и соразмерно (а это, как мы знаем, вещи в искусстве куда как непростые). 

А о том, что Ровинский – актёр без амплуа, стало окончательно ясно в начале 1990-х, когда он пришёл в горьковский МХАТ (напомним, не в самое счастливое время для великой аббревиатуры, вскоре после приснопамятного раздела). Он равноубедителен в разных костюмах, эпохах, жанрах. Сегодня Симеонов-Пищик в «Вишнёвом саде», завтра персонаж рощинских «Валентина и Валентины». На одной сцене «страстный и неудержимый», как характеризовали эту его роль рецензенты, неистовый протопоп Аввакум из одноимённой пьесы Владимира Малягина. На другой – суетливый Золотуев из «Прощания в июне» А. Володина, вырастающий у артиста-«прокурора» до масштаба социального обличения. 

«Нет маленьких ролей…». Эта хрестоматийная до неприличия фраза тоже будто про Ровинского сказана. В ином спектакле он может появиться на сцене всего на несколько минут, произнести считаное число фраз, но при этом запомниться, даже врезаться в память. Как, например, его мудрый сержант Солдатенков, которому дана лишь одна сцена в «Годах странствий» А. Арбузова. Иногда персонаж у него, можно сказать, «служебный» – Кочергин, скажем, в некрасовском водевиле «Актёр», у которого, кажется, всего и задач-то – резонёрствовать да раз за разом попадать впросак, не узнавая в очередном своём госте всё того же протеически перевоплощающегося комедианта Стружкина. Но Ровинский и его партнёр Михаил Кабанов ухитряются сделать из этого несколько формального – при всём уважении к классику – повторяющегося драматургического приёма блестящий «монтаж аттракционов», череду по-настоящему смешных сцен, оригинальных и глубоко «пропаханных» каждым из участников этого дуэта. 

Известный из истории искусства термин возник в предыдущем предложении вовсе не ради красного словца… Про актёрское дело в его отменных образцах написано немало красивых, умных и точных слов. Недавно довелось прочесть пассаж, повествующий о «жёстко отчётливом» рисунке ролей, который, по мнению писавшего, есть «бесконечно едкий и ироничный. Иногда просто забавный. Иногда – патетический. Иногда – трагедийный». 

Сергей Эйзенштейн некогда высказался таким образом о Юдифи Глизер. И дальше: «Этот рисунок не барахтается в туманной неопределённости акватинт или акварелей – он всегда похож на режущую отчётливость гравюры, резаной грабштихелем по медной доске; на рисунок, беспощадно протравленный «крепкой водкой» офорта». 

Выражения, на мой взгляд, замечательным образом ложащиеся под портретом одного из ведущих мастеров мхатовской труппы с Тверского бульвара, заслуженного артиста России Владимира Ровинского. 

Юлия СТАСОВА

Обсудить в группе Telegram

Юлия Стасова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS