В воскресенье утром посмотрел телепрограмму (что делаю, к стыду своему, крайне редко), и из неё явственно пахнуло нафталином – «Обыкновенный концерт с Эдуардом Эфировым» («Культура»). На память сразу пришли юмористические рассказы полувековой давности, непременными персонажами были обладатели говорящих фамилий вроде кладовщика Хапугина и бюрократа Крючкотворова. Да и Эфиров тоже далёк от оригинальности – это калька с незабываемого Эдуарда Апломбова. Только если конферансье из образцовского спектакля кукольный, то новый – рисованный.
Что представляет собой телевизионный «Обыкновенный концерт»? (Кстати, первоначальное название спектакля Театра Образцова было именно таким.) Это случайный набор номеров 80-х годов прошлого века – Михаил Жванецкий, Андрей Миронов, Юрий Куклачёв, Тынис Мяги, Ильяс Хасанов и тому подобный свежачок... Функции конферансье заключаются лишь в том, чтобы представить их. Обычно мультипликация применяется в тех случаях, когда от персонажа требуются действия, труднодоступные человеку. Однако Эфиров не ходит на руках, не летает под потолком. Просто подходит к микрофону и объявляет очередной номер. Зачем же понадобилась мультипликация? Гораздо проще было поручить роль какому-нибудь актёру.
Осмелюсь высказать свою версию. Безусловно, мелькнуть по телевизору лишний раз хочется любому артисту, но репутация дороже. Мне кажется, что никто не согласился произносить предлагаемый текст – школярский, беспомощный, в котором нет ни грана юмора, ни на грош фантазии.
Если это так, то неведомым артистам – низкий поклон.