Кольцо вокруг нас сужается. И в этом ничего неожиданного нет. Важно другое – как мы сами себя в этих условиях ощущаем, насколько ведём себя адекватно нынешним вызовам?
Всё к месту, как будто срежиссировано. Тут и предложения лидера прозападной украинской оппозиции перейти к политике «сдерживания России», и вторящие этому инициативы кандидата в президенты США учредить медаль за службу в период холодной войны, и заявления представителей действующей их администрации о намерении напрямую вмешиваться в наши дела…
К месту и очередной доклад Госдепартамента США о ситуации в России, вызвавший отклики в наших СМИ, в том числе возмущённые. Но чем мы возмущены? Госдепартамент отвечает за внешнюю политику США. Доклад – один из инструментов проведения этой политики. Одна из важнейших её составляющих – нацеленность на всемерное удержание «глобального лидерства», то есть на то, чтобы никто другой не смог стать столь же сильным.
Чем отвечать? Альтернативным докладом, но как его сделать столь же громко звучащим? Для этого надо всего-навсего иметь сопоставимый международный авторитет. Чем он достигается? В том числе силой: и экономической, и военной. Хочешь иметь голос и быть услышанным – будь внутренне собранным и хорошо организованным, то есть таким, каким тебя видеть ни в коем случае не хотят.
Означает ли это, что доклад читать незачем? Или тем более, что не стоит допускать, чтобы с ним знакомились наши граждане – так же как сейчас ограничивается возможность наших граждан выражать своё несогласие с политикой властей?
Читать доклад стоит. В отличие от ситуации с Ираком, когда американцам пришлось выдумывать про оружие массового уничтожения, на нас клеветать нет нужды – сами добровольно даём пищи достаточно…
Но начнём с того, кем доклад подготовлен. Подразделение называется «Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда». На последнее слово из этой триады у нас никто не обратил внимание. И обсуждают доклад все, кроме тех, кто за состояние дел с трудом ответствен. Представителей профсоюзов ни на одном из шоу, посвящённых нашему отпору их посягательствам, я не обнаружил. А ведь здесь есть о чём говорить – в силу воистину бедственного состояния у нас этого вопроса.
Правда, при прочтении раздела доклада о правах трудящихся в нашей стране остаётся ощущение поверхностности, без проникновения в проблемы на уровне, хотя бы приближающемся к уровню, например, защиты прав журналистов. Почему? Может быть, и потому, что интересы наёмного труда весьма совпадают с нашими стратегическими национальными интересами. А значит, содействовать конструктивному движению наёмных работников, которое могло бы привести к тем реформам дикого капитализма, что в своё время прошли и в самих США, вряд ли в интересах их внешнеполитического ведомства, во всяком случае, с точки зрения удержания глобального лидерства.
Аналогично и раздел о коррупции написан столь же поверхностно, не затрагивая глубины проблемы. И это легко объяснимо – поясню на примере.
По данным Всемирного экономического форума, на первые места в мире по внедрению высоких технологий вышли такие разные страны, как Дания, Швеция и Сингапур. А США оттеснены на седьмое место. Мы – вне конкуренции, то есть наше место – семидесятое... Если первые две страны – общепризнанные социальные демократии, то сингапурский режим – весьма авторитарный. Что же их роднит? Бескомпромиссное пресечение коррупции как главного препятствия развитию. Соответственно граждане этих стран могут предъявлять своей власти множество претензий, но то, что власть действует в национальных интересах, – не вызывает сомнения. При этом ни Дания, ни Швеция, ни Сингапур глобальными конкурентами для США не являются.
Теперь представьте, что те или иные (демократические или авторитарные) эффективные методы пресечения коррупции будут реализованы у нас. Не коррумпированная и не ангажированная заокеанскими доброхотами российская власть не допустит, чтобы три наших известнейших технических вуза (два в Москве и один в Питере) несли ущерб от того, что США наложили на них свои санкции и как минимум будет компенсировать им ущерб. Не будет такая власть продавать за рубеж свои природные ресурсы на суммы большие, чем нам нужно валюты в текущем режиме для закупок самых современных технологий и новейшего оборудования для собственного ускоренного развития. И не позволит себе держать омертвлённым (в Стабфонде и плюс в золотовалютных резервах) уже произведённый труд своих сограждан в объёмах, в двадцать раз (!) превышающих весь годовой импорт страны. Ведь не собираемся же мы всей страной разом уйти на пенсию и двадцать лет ни о чём не думать?
Страшно представить, но в этом случае и последние, кто ещё нас хвалит – международные финансовые круги, включая МВФ, – перестанут это делать. Как же им, бедным, будет одиноко без нашей «команды мечты»…
Не коррумпированная, а значит, и подлинно национально ориентированная власть и внешнюю политику будет проводить иную, нежели сегодня. Если мировые потребители природных ресурсов объединяются в блоки, включая блоки военные, то и среди поставщиков природных ресурсов России негоже быть слабым звеном. Предлагают Иран и Венесуэла создать «газовый ОПЕК» – так нам надо быть не с Египтом, зависимым от США, а с теми, кто самостоятелен и потому готов отстаивать свои интересы. Более того, не коррумпированная и сильная Россия вряд ли согласилась бы и с взятием под контроль США Ирака – одного из крупнейших поставщиков нефти для развитых стран. А коли уж такая ошибка нашей властью совершена, она должна исправляться. Как? Инициированием мирового консенсуса по вопросу непризнания последствий оккупации – взятия под контроль США природных ресурсов Ирака, – как бы это юридически ни оформлялось. И, пока не поздно, недопущением действий развитых стран по ослаблению Ирана и исключению его из числа способных проводить самостоятельную энергетическую политику.
Понятно, что без всего этого наши красивые протесты – не более чем ритуальные танцы.
Точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции