100 великих литературных героев. – М.: Вече, 2009. – 432 с. – (100 великих).
На энциклопедию не похоже – скорее на сборник эссе, переполненный очень личными впечатлениями автора. Читатель должен быть готов, что характеристика того или иного книжного персонажа окажется отличной от мнения, к которому мы привыкли. Анна Каренина, например, не страдающая и любящая душа, а безнравственная истеричка-манипуляторша, любить вовсе не способная. Зато Аксинья из «Тихого Дона» предстаёт воплощением глубинной народности «на грани слияния плотского естества и языческого духа, преданности земному и высочайших душевных мук, безмерной жестокости и безграничного действенного сострадания…». Хотя обе грешны были примерно в одном и том же. Но автор в каком-то смысле продолжает мысль Викентия Вересаева, высказанную в «Живой жизни»: мол, окажись Стива Облонский не князь, «а, например, фабричный Стёпка Облонский! – и что это был бы за милый покоряющий образ! Пил бы он не шампанское, а казёнку, путался бы не с балеринами и француженками, а с слободскими девицами, – грешный и забубённый носитель неодолимой радости жизни…». Кстати, именно таким, по мнению автора, предстаёт перед публикой «славный парень» Робин Гуд. А Кудеяр или, скажем, Остап Ибрагимович – фигуры трагические.