7 мая после инаугурации в Кремле к исполнению обязанностей Президента Российской Федерации приступает Дмитрий Анатольевич Медведев, избранный на этот пост 2 марта нынешнего года.
Россия
Россия, вне всякого сомнения, великая страна. Мы действительно велики и своей историей, и своей территорией… Страна, имеющая тысячелетнюю историю, занимающая шестую часть суши, не может не быть великой по определению. И в прямом, и в переносном смысле этого слова. Но этим величием нельзя упиваться… Именно в силу того, что Россия – очень большая по территории и достаточно большая по населению страна. Управлять такой страной, как Россия, всегда будет сложнее, чем другими странами. Даже при переходе на самые современные технологии. Мы понимаем, что даже при наличии цифровой связи, глобальной коммуникационной среды ряд решений придётся исполнять физически – ногами, грузовиками, самолётами, ехать по нашим трудным дорогам…
Как любой нормальный россиянин, я люблю свою страну. Люблю её историю, люблю тот особый духовный мир, который связывается с нашей жизнью. Но это довольно интимная вещь. Считаю, это должно быть где-то внутри человека.
Демократия
Наша демократия ещё совсем молода… И попытки представить дело иначе выглядят по меньшей мере несерьёзно. Развитие демократии у нас идёт по своим законам. Результаты можно будет оценить только через 30–50 лет, как это обычно в истории и происходит.
Демократия – универсальная ценность, вне всякого сомнения. Это такая система управления государством, которая основана на представительстве интересов. На такой модели поведения власти, когда власть обязана подчиняться велениям народа, выраженным в той или иной форме. Но в то же время каждая демократия, конечно, абсолютно исторична и абсолютно национальна. И самое сложное, наверное, – взаимосвязь между универсальным характером демократической формы и собственно национальной исторической компонентой. Приоритет того или другого, на мой взгляд, опасен.
Когда говорят, что есть набор догматических демократических ценностей, которым вы обязаны следовать, а если вы здесь отступили хотя бы на шаг, то вы уже отщепенцы, вы совершаете неправильные вещи и мы вас будем судить за это, то мне это не нравится. Мне не нравится и другое. Когда говорят, что степень специфичности России, её истории такова, что вообще никакие универсальные ценности, никакие универсальные формы управления государством, формы организации цивилизованного общества у нас не срабатывают. И мы должны просто двигаться навстречу нашей самобытности. Мне кажется это лукавством.
Частная собственность
Понимание ценности частной собственности у нас абсолютно не достигло того уровня, который должен быть в развитом государстве, в развитом обществе. Поэтому для многих людей до сих пор частная собственность есть синоним мошенничества, тяжёлой жизни, эксплуатации человека человеком. Поразительно, но это характерно не только для старшего поколения, но и для людей среднего возраста. Не только потому, что они оказались не вполне успешными в 90-е годы. Но из-за того, что не было понимания того, что вообще такое частная собственность. Люди жили в плену иллюзии, что всякая собственность создаётся государством, государством же регулируется и государству должна принадлежать… Частная собственность – крайне важная конструкция. Она относится к фундаментальному набору прав человека. Если мы не научимся её уважать и защищать, как это делают во всём мире, мы так и будем пребывать в отсталости и запустении.
Правовой нигилизм
Россия – страна, где не очень любят соблюдать законы. Как принято говорить, страна значительного правового нигилизма. К сожалению, эти традиции были заложены не сегодня, не сейчас. По сути, им значительное количество лет, даже до Октябрьской революции здесь было всё не так благополучно, как, наверное, нам бы хотелось. Сегодня необходимо, чтобы каждый гражданин понимал не только необходимость, желательность соблюдения закона, но и понимал, что без такого отношения к закону, к праву нормального развития у нашего государства и общества не будет. А это сделать очень сложно, потому что привычки к нарушению законодательства, к нарушению правил поведения носят комплексный характер и зачастую существуют даже на бытовом уровне.
Из выступлений Дмитрия Медведева