На вопросы «ЛГ» отвечает доктор педагогических наук, профессор, завкафедрой педагогики Института специальной педагогики и психологии, научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга Наталья СВИРИНА.
– Наталья Михайловна, почему дети в школьном возрасте перестают читать? Чтение – это интеллектуальный труд. Читать труднее, чем смотреть, играть и вообще развлекаться. Можно ли свернуть с этого пути неизбежной – я в этом убеждена – деградации? Как приохотить детей к чтению?
– Дети перестают читать тогда, когда прекращается период чтения им вслух взрослыми. Это первое. Родители, отправляя ребёнка в школу, в своём большинстве убеждены, что именно школа возьмёт на себя функции воспитания необходимых человеку качеств. А далее – типичная и грустная картина: в начальной школе дети под приглядом одного учителя и учатся читать, и читают, затем продолжают читать хотя бы на уроках литературы, по инерции продолжается чтение в 5-м, затем немного в 6-м классе, а к 7-му они вообще начинают обходиться без книги. Фактор везения: будет в 5-м классе интересный учитель литературы – класс читает. Не повезёт с учителем – и интереса к чтению нет. Исключения составляют дети из семей, где есть соответствующая атмосфера: своя библиотека, где читают родители, другие взрослые из близкого окружения ребёнка.
– Есть ли универсальный рецепт изменения этой ситуации?
– Рецепт один: заинтересованное участие взрослых в формировании интереса к чему бы то ни было, и к чтению в том числе. Если дома не находят времени для чтения и обсуждения прочитанного, то ребёнок рано или поздно, как правило, перестаёт читать. Родители нынешних школьников получали образование в годы, не самые лёгкие для страны, – тогда школа была на обочине интересов общества. Оттого и сами родители нынче не очень много читают. Есть семьи, вообще обходящиеся без чтения, как и без театра или музыки. Другое дело, что в ребёнке изначально заложены детское любопытство, любознательность. А в маленьком ребёнке – готовность заниматься чем угодно с родителями. Этой уникальной особенностью и надо пользоваться для совместного чтения, чтения вслух.
– Вопрос, который считается провокационным: мало и неохотно читают – так, может, и ничего страшного? Информацию получают отовсюду. Зачем нам вообще нужно, чтобы дети читали? Почему мы об этом так беспокоимся?
– Мы-то с вами потому и беспокоимся, что понимаем: получение информации и чтение художественной литературы задействуют разные процессы в сознании человека. В поисках информации нас ведёт цель, мы отбрасываем лишнее, ненужное, доискиваясь до искомого. При чтении литературного произведения задействуется воображение ребёнка, складывается его способность к сопереживанию. Помните – «над вымыслом слезами обольюсь»? Не над монитором же. Кроме того, чтение есть процесс. Интересная книга увлекает ребёнка так, что он словно бы оказывается внутри сюжета, воссоздавая и домысливая воображением то, что сказано словом. А разве это не есть процесс творчества? Дети, да и подростки часто перечитывают любимые книги – именно оттого, что попадают в интересный им мир.
– А кто всё-таки, на ваш взгляд, в первую очередь несёт ответственность за детское чтение и за интерес и любовь детей к книге – школа или семья?
– Ребёнок появляется в семье. Никому он никогда не будет так близок, понятен и дорог, как родителям, бабушкам и дедушкам. Любовь к людям, природе, чувство ответственности за близких, душевный мир человека – всё это складывается (или не складывается) именно в семье.
Школа до недавних времён имела право и обязанность воспитывать и учить. Сейчас, увы, школа – учреждение, оказывающее образовательные услуги. Более того, ей отказано в праве и доверии принимать выпускные экзамены у своих учеников. Школа вопреки историческим принципам российского образования нынче стала объектом всяческих нападок и ненужного реформирования. Личность учителя для современных школьников не является авторитетной по целому ряду показателей – и прежде всего потому, что сейчас наши элиты при агрессивной поддержке СМИ внедрили в сознание людей понятие «успешный человек». Учитель с этой точки зрения заведомо не попадает в категорию «успешных». По идее, родители и школа должны вместе заниматься одним делом, помогая друг другу, как бывало в прежние времена. Сейчас, увы, времена другие. Пока школа не получит вновь статус основополагающего общественного института, где складывается общественное сознание ребёнка и формируется его отношение к миру, людям, своей роли в этой жизни, я бы не стала выносить такой вопрос для серьёзного обсуждения.
– Кто и как формирует школьное чтение сегодня? Или школьники читают только по программе, да и то специальные пособия, где от «Войны и мира» может остаться несколько страниц? А помимо программы?
– Читают, но значительно меньше, чем даже 8–9 лет назад. «Война и мир», «Тихий Дон» – блистательные примеры русской литературы – представляются им Эльбрусом, на который может взойти далеко не каждый. Самостоятельное чтение остаётся, но его заметно меньше в жизни школьника, чем компьютерных игр. И то держится это чтение всё на тех же учителях литературы, школьных и районных детских библиотекарях.
– Есть такое расхожее мнение, что преподавание литературы в школе отвращает от неё. Что вы думаете об этом?
– Я проводила исследование среди старшеклассников Санкт-Петербурга, и результаты таковы: один из девяти школьников-старшеклассников считает, что обязательное чтение программной литературы ему мешает. Таковы цифры. На мой взгляд, это нормально – всегда есть ребята с тенденцией несогласия. При этом они толково выражают свои мысли на уроках литературы по поводу программного произведения, например, Достоевского или Тургенева. Просто, как во все времена, и сейчас есть старшеклассники, для которых важно дойти до какой-то мысли, идеи собственным умом, своим путём. В этом отношении, как им кажется, мешает урок. На самом деле всё зависит от личности учителя литературы.
– Литературу исключили из числа предметов, по которым проводится ЕГЭ. Выпускники не пишут сочинение. Это тревожный симптом? Что вообще сейчас происходит с программой по литературе?
– Безусловно, симптом тревожный. Наши с вами родители в школе сдавали экзамены каждый год, и не только сочинение писали на выпускном экзамене, но и устно сдавали экзамен по литературе. Вот и было поколение грамотных людей, и не только в области русского языка и литературы, – в школе давалось полноценное базовое образование. Сейчас школу переполняют новые разные предметы, число часов на уроки литературы (и не только) уменьшается с завидной регулярностью, а отсутствие экзамена и вовсе сводит на нет усилия хороших учителей-словесников. Школа – место учёбы, результаты учёбы должны контролироваться, и это тоже призвано оставаться функцией школы. Для ленивых экзамен – стимул к чтению обязательного списка литературы, и среди этого ряда книг старшеклассник, как правило, находит свою книгу. Программа по литературе – это тема отдельного разговора. Конечно, она нуждается в коррекции, но вдумчивой. Согласитесь, вряд ли возможен выбор между Толстым и Тургеневым, Ахматовой и Блоком. Работа над коррекцией программ должна вестись профессиональным сообществом словесников – методистов и учителей, педагогов. Здесь, как мне кажется, серьёзная тема – область науки «методика преподавания литературы», но опять же, к сожалению, эти кафедры в педагогических вузах в последние годы сокращаются – ещё одна опасная тенденция.
– В последнее время очень много с высоких трибун говорится о патриотизме. Но не бывает патриотов без знания и любви к своему языку и к своей литературе. Как взращивать эту любовь?
– Вернуть на государственном уровне уважение к семье и к родителям, то есть к тому, что составляет основу любого сильного государства. Регламентировать показ преждевременных и потому безнравственных для детей программ по телевизору. Родителям стоит подумать о том, что маленькие дети через несколько лет станут большими, и, следовательно, надо с детства закладывать в них основы уважения к семье, работе родителей вне зависимости от дохода, который она приносит. С экрана телевидения ушли люди труда, появились – как образец! – люди, для которых жизнь – вечный праздник. Мы, воспитывая детей, сами должны понимать, что их впереди ожидает трудовая жизнь, и это нормально. И конечно, не забывать о чтении – ведь отечественная литература в самой своей основе глубоко нравственна. Почему, например, нынешние школьники 10–12 лет открывают для себя заново такие книги, как «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Дорога уходит в даль...» А. Бруштейн, «История одного детства» Е. Водовозовой? Они находят в этих подзабытых книгах интересное детство, полное осмысленных событий, дружбы, семейного круга, понимания взрослых. Несколько лет назад моя ученица произнесла такую фразу: «Если люди будут читать только хорошие книги, мир изменится к лучшему».
Беседовала