Далеко не каждый ребёнок так перегружен, как утверждает автор статьи «Кого мы растим?» («ЛГ», № 5), – 14 часов учёбы в сутки! Напротив, большинство как раз излишне много гуляют или играют в компьютерные игры, не утруждая себя приготовлением домашних заданий, и уж тем более – не занимаются ни в каких дополнительных кружках и секциях. Да и на занятиях они не слишком напрягаются. Хорошо, если не прогуливают… Я это знаю, так как сама учусь в 11-м классе.
Кстати, ходить в кружки школа не заставляет. Соответственно с просьбами о сокращении «рабочего дня» ребёнка следует обращаться к родителям, а не к чиновникам Министерства образования и не к Фурсенко.
Что до бесед в семейном кругу, то мне кажется довольно странным отводить для них конкретное время. Ну сами подумайте. Вечером мама говорит сыну, который сочинение, например, пишет: «А сейчас, дорогой, ты должен выйти из-за стола и пойти со мной поговорить, ведь уже семь часов». Мне кажется, что разговаривать с детьми нужно спонтанно. То есть когда происходит какое-нибудь событие (не важно, плохое или хорошее). Например, ребёнок, вернувшись из школы, рассказывает матери захлёбываясь о ссоре с одноклассником… Спрашивает, как решить проблему, та советует… Или о похвале учителя, которой он ждал долгое время… Мать радуется за ребёнка, подбадривает его: «Молодец, продолжай в том же духе!» Это должно быть живо, непринуждённо, естественно и интересно. А не так, чтобы сидеть и думать, о чём бы поговорить.
«Где же время для одиночества и тишины?» – спрашивает автор статьи. Боже правый, какое одиночество? Какая тишина?! Ну скажите на милость, зачем маленькому, подвижному и пышущему жизнью созданию тишина и одиночество? Нет, ну есть, наверное, отдельные экземпляры, которым требуются продолжительные внутренние монологи, но чаще всё же наблюдается активное желание познать мир.
Самое главное для родителей – это организовать время своего отпрыска так, чтобы он высыпался и не носил тяжёлый портфель (сейчас можно оставлять учебники в классе), и помочь ему стать самостоятельным, уверенным в себе, коммуникабельным и активным. Ни в коем случае нельзя привязывать ребёнка к дому, ведь тогда он выйдет во взрослую жизнь неподготовленным, словно слепой котёнок. Если дети будут много времени проводить с папами и мамами, они никогда не научатся общаться со своими ровесниками и не смогут жить в коллективе.
Что до старшеклассников, то тут совсем другая ситуация. Нам придётся поднапрячься, чтобы хорошо подготовиться к экзаменам и в условиях жёсткой конкуренции поступить в престижный вуз. Отдыхать, конечно, тоже нужно, но не по пять часов после занятий, а просто переключаясь с одного вида деятельности на другой.
«Для гуманитария занятия по физике, химии, математике превращаются в мучение…» Но как может несознательный ребёнок определить, чем он будет заниматься после школы? А если беда и с математикой, и с литературой? Или же оба предмета хорошо усваиваются? Я, например, определила, что именно мне подходит, только в 11-м классе. Поэтому не стоит поспешно делить детей на технарей и гуманитариев. Тем более что и математика, и физика пригодятся в дальнейшем всем.
Родители, к сожалению, сами ведут себя как дети. Они не желают напрячься и разложить по полочкам проблемы собственного ребёнка. Проще найти крайнего. Кого угодно, только не себя они считают виноватыми: учителей, школьную систему, правительство…Я считаю, что нужно в первую очередь начинать с себя. Сесть и подумать хорошенько, что ребёнку действительно необходимо, а что можно отбросить. Не будьте сами детьми, иначе о ребёнке совсем некому будет позаботиться!