Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 октября 2025 г.
  4. № 43 (7007) (29.10.2025)
Литература Многоязыкая лира России

Родник удмуртской песни льётся…

31 октября 2025

Алиса Соколова 

Вячеслав Ар-Серги. А вы и не спрашивали… Избранное: повесть, рассказы, стихи, эссе. – Ижевск: Удмуртия, 2025. – 304 с. – 500 экз.

«А вы и не спрашивали…» – книга избранных произведений народного писателя Удмуртии Вячеслава Ар-Серги. Благодаря ей читатели могут не только познакомиться с прозой, поэзией и публицистикой этого яркого, самобытного, глубокого автора, но и прикоснуться к уникальной удмуртской культуре, понять и прочувствовать её неповторимый колорит, получить представление об удмуртском национальном характере (ему посвящено эссе, давшее название изданию).

Произведения Ар-Серги представляют большой интерес с точки зрения стиля и языка. Автор мастерски работает с живой речью, искусно вплетает в свои тексты фольклорные, разговорные словечки, которые придают образам персонажей своеобразие, органичность и подлинную народность.

В рассказе «Чужой» красочно и достоверно изображено отношение жителей деревни к «пришлому человеку», которого, как пишет Ар-Серги, «деревенский народ с первых же дней всесторонне исследует». И если оказывается, что новичок держится отстранённо, особняком, то «ему сначала удивляются, потом перемигиваются друг с дружкой, а потом недолго бывает и до насмешек». Вот и персонажу рассказа Георгию дают прозвище Тури – Журавль («…так как он журавль и есть: длинный, голенастый, а при ходьбе руками машет, как крыльями, – видали, да?»).

Отмечу также рассказ «Последняя команда», сделанный в форме письма, полученного Ар-Серги от фронтовика, гвардии ефрейтора Иванова Никтополиона Пантелеймоновича. С первых строк обращаешь внимание на стиль изложения: сразу видно, каким человеком это письмо написано, мгновенно представляешь себе и его самого, и его речь, и особенности характера. Вот например: «Здравствуйте, писатель Ар-Серги, получил ваше письмо. Получить-то получил, а потом куда-то потерял, потом нашёл, а потом снова потерял». А вот ещё: «Погода у нас потеплела, а зелень ещё не выскочила… По таким погодам люблю я посидеть у себя в огороде, под липонькой. Совсем ещё шкетом посадил я её, ну и она – липонька моя – совсем уж застарела».

Прочная связь с природой и мотив хрупкой и ускользающей жизни, утекающего, как песок сквозь пальцы, дня сегодняшнего в мгновение ока становящегося историей, – важные особенности творчества Ар-Серги.

Читая повесть «Сочти, сочти, кукушечка…», словно пьёшь воду из чистого родника: «Покатилась звёздочка, другая – за нею… И провожает их мелодия, превратившая сегодняшнюю ночь в чудо. И высокие вечные звёзды мерцают ей в такт и в лад».

Вот и проза Ар-Серги напоминает мелодию. Музыка и звук, безусловно, занимают важное место в его произведениях. Вот несколько примеров: «Соловьи как в рот воды набрали. Когда не надо – уши затыкай: наяривают, нащёлкивают, насвистывают… А тут молчок», «Чайковский, великий маэстро… Что может передать из его высоких помыслов и страстей небольшой, довольно ветхий инструмент в руках пусть и талантливого музыканта? Но этот инструмент поведал мне: есть другой мир, удивительный и непохожий на тот, где я жил и дышал дотоле…», «Я ушёл в ангары. Там нет ни души, только гудят в четверть голоса двигатели боевых машин, заглушая шелест, стекающий с раскидистых крон тутовника».

Мысль, чувство, ритм сконцентрированы в произведениях, включённых в раздел «Поэзия». Это самое сердце книги. Здесь встречаем и созданные с трепетом и любовью описания родных пейзажей («Мать – да и мачеха – / В поле Иваниха – / Родина малая, / Трель лягушиная…», «Притулилась деревня моя / К огромному шару земному»), и мгновенно погружающие в особую атмосферу удмуртскую лексику и наименования («Золотой мой удмуртский кылбур1…», «Растаял снег в Алнашах2, / И в сероватных небесах / Разоктябрилось в облаках – / Село в тумане и дождях», «Поют ручьи – на разных языках, / Но языком, уже чужим, гудит река… / Мне не принять её замах – / Немеют тут удмуртские века»), и отсылки к отечественной словесности («У Пушкина – «снег выпал в январе…», / И наш снежок не торопился…»), и частое обращение к фольклорной традиции, к песне («Родник удмуртской песни льётся…», «… Затянем старинную песню свою, / Хоть я и певец никакой»).

Стоит отметить, что, несмотря на тесную связь стихотворений Вячеслава Ар-Серги с традицией, с обилием в них национальных удмуртских примет, воспоминаний о прошлой жизни, они звучат по-настоящему современно. Одни – отражают актуальные события («Россия. Карантин. Тоска… / В больничном дворе постовой»), другие – содержат явные приметы дня сегодняшнего, оставаясь, впрочем, понятными человеку любого поколения: «А на ограде юркий незнакомец / Рисует чем-то чудо-юд…» («Граффити»).

Книгу дополняют ёмкая автобиография и предисловие Льва Аннинского (ранее опубликованное в журнале «Дружба народов», №11, 2007).

_______________

1 Кылбур (удм.) – стихотворение; дословно: благодать слова.

2 Алнаши – село, райцентр на юге Удмуртии, родина поэта.

Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Алиса Соколова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Идёт в депо пустой трамвай

    31.10.2025
  • ЛГ-рейтинг

    31.10.2025
  • Последний лист на иней ляжет

    30.10.2025
  • Сияние непослушной звезды

    30.10.2025
  • Один день Таи

    30.10.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Фильм Классики Эпоха и лица Рассказ
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS