Герман Копылов родился в посёлке Белая Дача Люберецкого района Московской области в 1966 году. Окончил Московский инженерно-физический институт (МИФИ) и Московскую финансово-юридическую академию. Работал в Институте радиотехники и электроники Академии наук СССР, а теперь – сотрудник архитектурного отдела Департамента информационных технологий в ЮниКредит Банке. Отличает Германа Викторовича от многих из нас то, что он вдумчиво и целеустремлённо ищет и находит не только близких, но и дальних родственников, придавая своему родословному древу всё более реальные очертания. Именно это и привело москвича в Светлогорск – один из самых молодых городов Беларуси.
– Герман Викторович, что побудило вас к поискам своего родословного древа?
– Как срезанное растение восстанавливает свои корни, так и я, волею времени отрезанный от информации о своих предках, пытаюсь её восстановить. Ведь, изучая историю своей семьи, узнаёшь не только о конкретных людях, но и о времени в целом. О том, как жили, учились, любили и растили детей, переживали голод и холод, переносили трудности войны и горечь утрат. Мы знаем историю по книгам, рассказывающим о её ключевых поворотах, о личностях, вершивших судьбы миллионов людей. И знаем гораздо меньше о судьбах рядовых граждан, вынесших все тяготы суровой эпохи. Изучая историю своей семьи, узнаёшь о семейных традициях и легендах, о культуре быта и народных поверьях, многое другое. А ощущение, которое испытываешь, стоя на земле, где когда-то был дом твоего прадеда, неповторимо. Всем своим существом ощущаешь, что тебе здесь хорошо и спокойно. Здесь могилы твоих предков, здесь твоя Родина.
– В вашем роду, за редким исключением, знаменитых родственников не было. Тем более похвально стремление составить родословное древо из внешне неброских, но по-своему прекрасных людских судеб. О некоторых из них расскажите, пожалуйста.
– Моя бабушка, Лихолит Ефросиния Григорьевна, родилась в 1915 году на Украине, в Черкасской области, в небольшом казацком селе Шкодунивка. В семье было 8 детей. Когда ей было 7 лет, не стало отца Лихолита Григория Ивановича, в 1933 году умерла мать Хоменко Ульяна Сергеевна. Спасаясь от голода, в 1932 году бабушка 17-летней девушкой уехала из дома в Москву, и ей, одной из немногих в семье, удалось выжить. В 1937 году вышла замуж за Копылова Трофима Антоновича, родила двоих детей (в 1938-м –Лидию и в 1940-м – Виктора). В 1943 году погиб муж. Вырастила двоих детей, воспитала четверых внуков, помогала растить правнуков. Сильный, мудрый и удивительно добрый человек. Никогда не позволяла себе сказать худое слово о ком бы то ни было. Всегда была и будет оставаться для меня примером.
Бабушкин старший брат, Лихолит Кузьма Григорьевич, родился в 1913 году. Второй человек из семьи, вместе с бабушкой выживший в голод 1933 года. В 1939-м попадает на финскую войну, затем – Великая Отечественная, плен. Несколько лет концлагеря. После освобождения переехали на север, в Карелию. Во время войны запуганная жена жила с полицаем, дети умерли. Кузьма Григорьевич в Карелии снова женился, стал отцом троих детей. В 1966 году возвратился на Украину, в своё родное село. Никогда не слышал, чтобы он повысил на кого-то голос. Мастер на все руки, добрый и внимательный человек.
Мой дедушка, Копылов Трофим Антонович, родился в 1915 году на севере Воронежской области в старинном селе Воробьёвка. В 1916-м на войне погибает его отец, Копылов Антон Андрианович. В 1919-м от тифа умирает мать, Елизавета Матвеевна Лесных. Троих сирот забирает в свою семью брат матери Алексей. У него – шестеро своих детей. В 1921-м он тоже умирает от тифа. Дети остаются в семье вдовой тётки, пытающейся заменить родителей девятерым сиротам. В 1929 году Трофима отдали в детский дом, где он пробыл до 1933 года. Старший дедушкин брат Аким остаётся в Воробьёвке, вступает в комсомол и активно участвует в раскулачивании. По весне его найдут в стоге сена убитым и похоронят вместе с коммунистом, председателем колхоза, также застреленным кулаками. В 1935 году Трофим попадает в Москву, где знакомится со своей будущей женой – Ефросинией. С 1937-го он служит в армии на Дальнем Востоке. Танкист. А потом – война и последний бой под Вязьмой в марте 1943-го. Рассказывают, что дедушка обладал огромной физической силой: мог зубами поднять за ножку дубовый стол.
– И всё-таки с чего начиналась ваша многолетняя собирательная работа?
– Летом вместе с бабушкой Ефросинией Григорьевной родители отправляли меня и сестру в Киевскую область – на дачу к моей тёте, сестре отца. Каждое лето, отдыхая там, мы на неделю уезжали с бабушкой в её родное село. Обходя родные ей места, я знакомился с новым для меня миром, так не похожим на Москву. Чтобы не запутаться в родственниках, я начал вести тетрадь, в которой пытался систематизировать свою родословную, а также записывал рассказы бабушек и дедушек о временах их молодости. Было мне тогда лет четырнадцать–пятнадцать. Конечно, и не думал, что записи в этой тетради помогут мне теперь конкретизировать генеалогическое древо нашего рода.
– Расскажите, пожалуйста, о своих белорусских маршрутах. Каковы судьбы ваших родственников, проживающих здесь?
– Белорусскую ветвь родственников мы открыли для себя только в 2009 году. Моя мама, Боровикова Елена Андреевна, родилась в 1947-м. Через год умерла её мама, Денисович Матрёна Николаевна, и отец, Боровиков Андрей Федорович, отдал девятилетнюю Валентину и годовалую Елену на воспитание в детский дом. Связь с родственниками поддерживала старшая сестра. От неё Елена узнавала о существовании родственников по матери. После смерти в 1985 году Валентины адреса и телефоны были утеряны. В нашей семье остались лишь воспоминания о том, что в Беларуси у нас где-то есть родственники. Помнили, что родная сестра нашей бабушки Матрёны – Надежда Николаевна Денисович, будучи комиссаром партизанского отряда, была расстреляна фашистами в возрасте 23 лет. Именно посмертная слава Надежды и помогла разыскать наших родственников.
В 2008 году Министерство обороны РФ создало информационный портал о погибших и пропавших без вести во время Великой Отечественной войны. На этом портале мы узнали, что моя двоюродная бабушка Надежда Николаевна Денисович похоронена в городском посёлке Василевичи Гомельской области. Мы с женой Ольгой Леонидовной в прошлом году отправились на майские праздники в Беларусь. Удача сопутствовала нам. В Василевичской средней школе действительно есть музей, в котором была подробная информация и о нашей бабушке. Мы очень благодарны за это замечательному краеведу Сергеевой Валентине Александровне.
Увидели мы и страницы газеты «Гомельская правда» с отрывками из вашей документальной повести «Сирень на пепелище», что подсказало нам ещё один маршрут – в Светлогорск.
А родословные маршруты повели нас дальше. Деревня Блудим – теперь Денисовичи, она переименована в честь нашей бабушки. Здесь мы узнали о детях её брата Афанасия Николаевича Денисовича – Анне Черенок из деревни Хомичи и Владимире Денисовиче из Калинковичей. Побывали в гостях у детей Натальи Брухацкой (сестры Надежды Денисович) – Романа Степановича Брухацкого из Светлогорска и Павла Степановича Брухацкого, проживающего в Калининградской области. Познакомились с дочерьми Полины Кобзарь (тоже сестры Денисович) – Надеждой Свиридовой в Рязани, с Анной Антоненко в Брянске и Еленой Антоновой в Витебске. Интересно, что у наших родственников преобладающая профессия – учитель.
– Сколько людей, причастных к вашему родословному древу, удалось уже установить?
– Двести пять человек.
– Собираетесь ли вы продолжать свою работу?
– К сожалению, до сих пор не удаётся восстановить потерянную связь с родственниками по линии отца мамы – Боровикова Андрея Фёдоровича. Нам известно только, что кроме мамы у него были ещё дети: Павел Боровиков, проживавший в Красноярске, дочери Мария и Анна, проживавшие в Виннице на Украине. У Павла Андреевича был сын Михаил... Надеюсь, что всё самое интересное ещё впереди.
Беседу вёл
Герман Копылов у обелиска на месте гибели комиссара Домановичского партизанского отряда Надежды Николаевны Денисович и её боевых товарищей. Урочище Рубаники, Речицкий район Гомельской области