Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 марта 2016 г.
Искусство

«Роковое влечение» Андрея Житинкина

17 марта 2016

На сцене Театра cатиры – провокационный, необычный, завораживающий спектакль. Определить его жанр довольно трудно. Создатели «Рокового влечения» – режиссёр Андрей Житинкин, исполнительница главной роли Вера Васильева и её партнёры Олег Вавилов, Игорь Лагутин, Юрий Нифонтов, Александр Воеводин, Любовь Козий и Родион Вьюшкин – не только привнесли в криминальную драму (а вернее, в нуар) лирику и юмор, но и наполнили её трагикомическим звучанием.

Андрей Житинкин, чьё пристрастие к первоклассной литературе вот уже многие годы остаётся неизбежным, на какой бы сцене столичного театра он ни работал, сочинил сюжет, основанный на легендарных американских сценариях, реальных фактах и мифах XX века. История под гламурным названием «Роковое влечение» неожиданно оборачивается драмой выдающейся актрисы по имени Ирма Гарленд, чей собирательный образ сложился из фрагментов многих биографий. В своё время миллионы поклонялись таким кумирам немого кино, как Глория Свенсон, Норма Толмадж, Аста Нильсен. Чуть позже публика сходила с ума от лент с участием Греты Гарбо, Марлен Дитрих, потом Мэрилин Монро, Грейс Келли и многих других артистов, которые стали символом своего времени.

Но всё проходит, и на смену одним звёздам приходят другие. Некогда гремевшие на весь мир имена забываются, и судьбы людей, заставлявших смеяться и плакать всю планету, уже никого не интересуют, кроме жёлтых таблоидов, которые даже спустя десятилетия сочиняют всё новые и новые небылицы об их появлении на экранах и сценах мира, а потом исчезновении с них. Посвятив всю свою жизнь служению искусству, пожертвовав для него всем, вчерашние кумиры уходят в тень нового времени. Одни судорожно цепляются за любую возможность напомнить о себе, другие, напротив, подвергают себя добровольному заточению, полагая, что только так возможно сохранить созданные ими мифы. И те и другие правы, вот только легче от этого не становится никому. Об этом новый спектакль Житинкина, который предложил роль Ирмы Гарленд замечательной актрисе Вере Васильевой, чья судьба в кинематографе и на российской сцене имела невероятные взлёты и невиданные падения.

По самым разным причинам, творческим и личным, судьба всенародной любимицы Веры Васильевой в кино и в театре складывалась драматично. И это неудивительно, потому что такой путь выпадает на долю почти каждой по-настоящему большой актрисы. Ирма Гарленд – не исключение, это своеобразная квинтэссенция образа…

Обаятельный малый Джон Уильямс – в сущности, полный лузер без гроша в кармане. Его прозу никто не читает, а сценарии никуда не годятся. Спасаясь от налоговой полиции, он случайно попадает в один заброшенный особняк на Голливудских холмах. Здесь его взору открывается жуткое зрелище: хозяйка дома и её дворецкий проводят траурную церемонию. Дом полон скорби. Его обитатели хоронят… пингвина! Вот так никому не известный писатель Джон Уильямс познакомился со звездой немого кино Ирмой Гарленд и с её преданным дворецким Фрэнком. С самой первой минуты их встречи Джон стал добровольным заложником своих амбиций, своих противоречивых чувств к этой странной и великолепной женщине, узнав страшную тайну этого уединённого дома и единственную мечту бывшей звезды Голливуда – снова появиться на экране и сыграть шестнадцатилетнюю Саломею. Ведь звёзды не гаснут!

Такой драматургический материал – подарок для артистов, и прежде всего для Веры Васильевой, к юбилею которой и был создан этот спектакль. Она – его душа, его мелодия. Васильева решилась на очень рискованный шаг, выйдя из зоны комфорта, отказавшись от привычных образов, от амплуа. И выиграла! Её Ирма – удивительная женщина. Она прекрасна и ужасна одновременно. Прекрасна в своей преданности профессии, в своей искренней влюблённости в Джона, в своей непоколебимой вере в силу искусства, в красоту, которая спасёт мир (недаром среди её монологов есть и Чехов, и Кокто, и Уайльд). Ужасна в своей уверенности, что её уже никогда не будут снимать в кино, в своём всепоглощающем эгоизме, ломающем судьбы других людей, в своей порочной страсти к Джону и в своём пренебрежении к единственному человеку, который положил жизнь на алтарь служения своей музе, который её любит, – к Фрэнку. Вера Васильева создаёт образ глубокий, трагичный и невероятно правдоподобный. Это и неудивительно, потому что в «Роковом влечении» большая актриса играет большую актрису.

Партнёрами Васильевой стали Олег Вавилов, исполнивший роль Фрэнка – дворецкого и мужа примадонны, и Игорь Лагутин, сыгравший литературного раба и последнее увлечение Ирмы – писателя Джона Уильямса.

Вавилов мастерски ведёт свою сложнейшую роль. В ней почти нет слов, но Фрэнк Вавилова становится квинтэссенцией того, что происходит на голливудской вилле. Он – человек-фантом, который не просто поддерживает мир фантазий Ирмы, но и всячески оберегает его от разрушения, выстраивая и организовывая жизнь своей пассии до мелочей.

Что же касается Игоря Лагутина, то его Джон Уильямс проходит путь от легкомысленного повесы до зрелого мужчины, осознающего всю абсурдность и безвыходность ситуации, в которую он попал. Польстившись на лёгкие деньги, халявный виски и свежие устрицы, он оказался заложником чужой судьбы, чужой жизни, которая, угасая, и его увлекает в небытие. Лагутину удаётся передать постепенное и неизбежное превращение живого человека в некую вещь. Вещь, которой манипулируют, которую используют и одновременно любят. Окончательно запутавшись в своих мыслях и чувствах, он оказывается у самого края, края своей неудавшейся жизни…

«Роковое влечение» в Театре сатиры – спектакль непростой. Он словно мозаика, созданная из разноцветных стёклышек, которые внезапно собираются в чудесную картинку. Фарс сменяется дамой, драма перерастает в комедию, комедия – в водевиль, водевиль – в детектив, детектив внезапно оборачивается трагедией. И эта лента прожитых персонажами жизней невольно заставляет зрителей задуматься о быстротечности времени, отпущенного каждому из нас. Несмотря на увлекательный сюжет, динамичность и броскую подачу, «Роковое влечение» обладает ещё одним – пожалуй, главным – достоинством. Это спектакль о любви. Беззаветной любви поклонников к талантам, любви к искусству, любви к жизни. Это спектакль-посвящение всем актёрам театра и кино. Всем звёздам, которые не гаснут. И конечно же, «Роковое влечение» – роскошный бенефис выдающейся отечественной актрисы Веры Васильевой. И она играет его на сцене Театра сатиры, которой отдала 67 лет!

Жанна ФИЛАТОВА

Тэги: Театр
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Не убивайте ангела в себе

    06.11.2024
  • ГАБТовские «Байки» для детей и взрослых

    19.10.2024
  • Принято «большинством голосов»

    17.10.2024
  • Фестиваль «Музыкальное сердце театра»

    19.09.2024
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS