Встречу Любовь Толкалина назначила возле бассейна «Чайка»: «Я отведу дочку на плавание, и, пока она будет заниматься, поговорим».
Зная о том, что актриса сама 10 лет занималась синхронным плаванием, первый вопрос родился сам собой.
– Любовь, вы решили направить дочь по своим стопам?
– Маша занимается синхронным плаванием, как и я в свои школьные годы. Точнее, я занималась в детском театре на воде на базе синхронного плавания. Мы ставили детские спектакли, такие как «Русалочка», «Садко», «Бахчисарайский фонтан».
– Как вдруг произошла метаморфоза – из спортсменки в актрисы?
– «Вдруг» – самое моё любимое слово… Я тоже сначала думала, что это была метаморфоза, когда оказалась во ВГИКе на курсе у Алексея Владимировича Баталова. Но потом поняла, что в этом жизненном повороте была закономерность. Во-первых, прежде был всё-таки театр, хоть и на воде, а во-вторых, синхронное плавание научило меня языку тела, жеста, а для артиста это очень важно. Вообще свободное владение телом открывает для человека массу возможностей и соответственно профессий. Поэтому я считаю, что ребёнка надо обязательно приобщать к спорту. Это ему в жизни пригодится, даже если он не станет спортсменом.
– Вы, похоже, очень внимательная и заботливая мать. Кстати, в восьмисерийном телефильме «Сердце капитана Немова», сделанном по заказу правительства Москвы, вы сыграли мать молодого человека.
– Главный лейтмотив этой картины: отец нашёл сына, а сын – отца. Позитивный, очень правильный и полезный фильм, который был сделан ещё в 2009 году. И как всё полезное, на нашем телевидении его не показывают. А может, уже вышел?
– Нет, картину эту, мы специально узнавали, пока ещё не транслировали по ТВ.
– Вообще я телевизор не смотрю, лишь иногда включаю один из двух каналов: «Моя планета» про путешествия и «Парк развлечений» – несмотря на сомнительное название, это телеканал про легенды музыки.
– Вы любите музыку?
– Без музыки жить не могу! Я люблю очень разную музыку. Являюсь поклонницей группы «Аквариум» и обожаю ирландские флейты.
– А ещё что вы любите?
– Многое. Цветы, например, как, наверное, любая актриса.
– Кстати, об актрисах. Вы окончили ВГИК в 1999 году и с той поры уже снялись во множестве фильмов.
– Я считаю, что все мои лучшие фильмы ещё впереди. Несмотря на то что в кино сейчас тяжёлый период, я склонна думать, что всё твоё тебя найдёт.
– Под тяжёлым периодом кино что вы подразумеваете?
– Кино как-то перекочевало в сериалы. И если мне предложат хорошую роль в художественном фильме, я соглашусь сниматься бесплатно. Потому что сегодня это большая редкость и большая удача.
– Вы приверженец полного метра?
– Не могу сказать, что я приверженец чего бы то ни было. Если есть хорошая роль в сериале, почему бы её не сыграть? Сейчас много хороших продюсеров ушли «в телевизор», чтобы зарабатывать деньги, потому что полный метр снимать невыгодно. Кстати, на днях прочитала в Интернете, что один американский художник вживил себе в голову фотокамеру. Я, конечно, этого делать не стану, но, возможно, скоро начну снимать своё кино на фотоаппарат. Сейчас качество аппаратуры это позволяет сделать.
Хотя в конечном счёте всё упирается в сценарий.
– Вы хотите попробовать себя в роли режиссёра?
– Не знаю. Недавно видела фильм «Золотое сечение» Сергея Дебижева. Это и приключения, и детектив, и комикс, и боевик, и драма, и мистика… Мне кажется, это жанр будущего, который интересен всем – начиная от детей и заканчивая стариками.
– О сценарной работе не думали?
– Когда Егор Кончаловский работал над картиной «Москва, я люблю тебя!», я написала несколько коротких сценариев для этой картины, но их не утвердили продюсеры. Выяснилось, что это интересное занятие, как и то, что я в нём не очень преуспела. Но какие-то свои идеи иногда мне удаётся оформить словами. Думаю, что это тема для размышлений на будущее.
– А вообще есть хорошие сценарии?
– Да, есть. Но они сегодня многим неинтересны, потому что хороший сценарий копает вглубь человека, а сейчас из человека сделали ёлку, подвесили её вверх тормашками и пытаются наряжать кто во что горазд. Потому что большинство утверждаемых сценариев пишется какими-то пластмассовыми выражениями, не имеющими к человеку никакого отношения. Все мы живые, а тексты написаны не для живых.
– Чего вам не хватает в современном отечественном кино?
– Мне очень не хватает фильмов с ярко выраженным национальным оттенком.
– Например?
– Да всё из советской классики: «Иваново детство», «Летят журавли»… Всё, где про человека.
– Есть у вас любимые режиссёры?
– Любимые режиссёры для чего? Посмотреть его кино или поработать с ним?
– Поработать.
– Я очень люблю Алексея Учителя, того же Сергея Дебижева, Виталия Москаленко, я с удовольствием поработала бы с Кириллом Серебренниковым, Александром Прошкиным, Павлом Чухраем, Сергеем Соловьёвым…
– А посмотреть?
– Очень люблю Бергмана, Антониони. Из зарубежных современников – это Алехандро Гонсалес Иньярриту, который снял «Суку-любовь», «21 грамм», «Вавилон».
– Наших режиссёров не любите?
– Ну что вы, это же целые списки! Я очень люблю Андрея Кончаловского, мой любимый фильм Никиты Михалкова – «Раба любви», люблю фильмы Киры Муратовой, Светланы Проскуриной, режиссёрские работы Веры Глаголевой…
– Какую роль вы хотели бы сыграть? Или это неважно?
– Конечно же, важно. В первую очередь ты смотришь на роль, а потом на компанию, с кем ты будешь делать это. Кого бы я хотела сыграть? Я переиграла много страдающих женщин, которые в конце своего пути пришли к просветлению. Буквально вчера в машине мне пришла такая идея: мне хотелось бы сыграть девушку, которая думает, что она беременна от Святого Духа. И чтобы Иосиф нашёлся, который принял бы её, беременную непонятно от кого. Вот такая появилась у меня в голове «заявка».
– Современная Дева Мария? А как бы вы её сыграли?
– Это сложно сказать. Как сейчас, сидя за столом, размышлять на тему роли? Роль – это такое таинственное вещество, которое надо пробовать на вкус, туда надо нырять, надо разговаривать… Надо рассматривать с разных сторон свою героиню, с ней надо жить, одевать в разные одежды… Всё, как учил Михаил Чехов.
– В нынешних жёстких сроках на производство кино есть время для такой подготовки к роли?
– Если у тебя идут три сериала подряд или параллельно – нет, конечно. Иногда вечером думаешь: кого ты сегодня играешь? Но так как все мои героини – плоть от плоти моей, то я всегда управляюсь с ними. Я ни разу не играла оторванного от себя персонажа. Всё равно я играю Любочку в предлагаемых обстоятельствах. В каких только обстоятельствах моя Любочка не побывала! Кошмар! Даже участковым милиционером, повёрнутым на аюрведе! Тем не менее к каждой своей роли я пытаюсь относиться нравственно.
ДОСЬЕ
Любовь Толкалина – актриса театра и кино. В 12 лет в Театре на воде для детей сыграла Русалочку, Марию из «Бахчисарайского фонтана».
Окончила театральный факультет ВГИКа.
Снялась во многих фильмах, среди которых «Антикиллер» и «Антикиллер-2», «Грехи отцов», «Я люблю тебя», «Слушатель», «Путейцы» и др. Мастер спорта по синхронному плаванию.