Светлана Ангарская. Просветлённые. – М.: ЭКСМО, 2018. – 352 с. – 3000 экз.
Книга, как и человек, не только имеет свою судьбу, но и притягивает судьбы других произведений и людей. Так произошло с романом «Просветлённые». Его автор Светлана Ангарская родилась на берегах Байкала. И хотя жизнь дочери офицера после всех переездов сложилась вдали от священного озера, сила сибирского моря, его чистота, мощь и глубина оказывали поддержку в любых жизненных обстоятельствах. Роман «Просветлённые» отразил и синь небес, и горные кряжи, и таёжные дебри на обрывистых скалах. Эти истоки творчества воплотились в почти фантастическом сюжете. И вот эти тексты, появившиеся на бумаге, стали притягивать себе подобное. На выставке художника из Бурятии Виктора Жидяева, прошедшей в Москве, она увидела потрясшие её живописные полотна и графические листы родного Байкала. Поразили и портреты людей, словно ожившие герои её романа. Художник, прочитав рукопись, тоже нашёл в нём что-то своё, сокровенное. И вот уже два автора создают замечательное произведение. Ведь рисунки художника естественно, словно продолжение дыхания и любви к природе Подлеморья, легли на страницы, акцентируя внимание и усиливая посыл к читателю. К сожалению, сотрудничество оказалось недолгим. Виктор Иванович ушёл из жизни, не увидев произведение изданным. В прошлом году в апреле он отметил бы свой восьмидесятилетний юбилей.
А был Виктор Жидяев сказочно обаятелен. С радостью передавал он свой опыт молодым. В своём художественном пространстве мастер зашифровывал порыв души к высшему и необъяснимому. Он говорил: «Я всегда видел то, что не видели другие. Моё искусство происходит из двух противоположных направлений. С одной стороны, реальный мир, особенно человек, притягивал меня. С другой – я очарован миром подсознания, миром духовным, невидимым. Если картина не открывает панораму вечности, это не картина, а оптический реализм. Интуиция способна делать чудеса, надо только войти в эту дверь...» В чём и совпали его стремления с писателем. Ведь роман Светланы Ангарской можно представить в виде матрицы: находясь в мыслящей субстанции Космоса, она проецируется не только на наше время, но и на прошлое и будущее Земли и человечества. Матрица становится лабиринтом. Герои романа, петляя и ошибаясь, проходят испытания.
Действие развивается в «лихие 90-е». Главный герой – режиссёр Дмитрий Димов. Он снимает явно некоммерческий фильм «Тени Нострадамуса» о жизненных перипетиях великого мистика. Через его пророчества раскрывается тайна подсознательных «озарений» и «импульсов» – движущей силы творческого процесса. По сути, творчество ясновидца и режиссёра – явления одного порядка.
Исторические экскурсы во времена французской королевы Екатерины Медичи, эпизоды с Наполеоном Бонапартом раскрывают и переживания Мишеля, наделённого даром предвидения, – «вечные» вопросы для любого человека. Насколько материальна мысль, нужно ли быть осторожным в словах, как мыслить позитивно, есть ли в пространстве люфт и даёт ли это возможность переиграть негатив? Последовательность событий в романе раскрывает тезис о том, что у «мыслящей ауры» Земли есть механизмы кармического воздаяния за грехи. В ткань повествования вплетены ссылки, цитаты, аллюзии на высказывания и мысли эзотерических Учителей – или Просветлённых.
Каждый поворот сюжета – ступень самореализации героя. «Самореализация же – это эволюция, это великая услуга всему человечеству... Человек начинает сотрудничать с силами природы. Потому что его духовное развитие достигает вершины эволюции, он обретает внутреннюю гармонию и перестаёт быть помехой гармонии мира!»
Пока режиссёр Димов не обрёл «внутренней гармонии», резонирует на разрушительное воздействие внешних сил, но продолжает работу над фильмом. Его вдохновляет память о детстве, проведённом на Байкале. Для него это озеро как светоносный источник, противостоящий Тьме.
Димов встречает свою музу – журналистку Валерию. Помощник режиссёра Феликс пытается добыть деньги на съёмки; занимает и вкладывает в «пирамиду». Но «пирамида» рушится, из Феликса выбивают долг бандиты, материал фильма растащен на куски. Димов вынужден расстаться с Валерией и бежать в Таиланд. Продолжается работа, осмысление материала, канвы фильма... Но мафия выслеживает Димова, он бежит на судне, которое попадает в цунами. Гибнут все, кроме Димова.
Выброшенного океаном, изнурённого, потерявшего память, его подбирают буддийские монахи. Отныне он – Никто, человек без прошлого. Начинается его путешествие по тонким мирам. Он опускается на дно – и, оттолкнувшись, вырывается на поверхность.
Димову помогают медитации, мантры и поддержка монахов, которые чувствуют в пришельце странные духовные силы. Димов впитывает сакральные знания, осознаёт противостояние сил Света и Тьмы. Он ищет ответы на вопросы, и они приходят «в виде снов».
Однажды Димов видит себя: «На высокой скале у студёного священного моря он стоит с поднятыми к небесам руками». Тибетский лама разгадывает предсказание: «студёное море» – это озеро Байкал.
Добравшись до острова Ольхон, Димов находит «точку сборки». Разрозненные знания соединяются, осмысление произошедшего формирует цельную личность.
Роман заканчивается кинематографично выстроенной притчей: «Они же стояли обнажённые, взявшись за руки, на берегу реки, как древние Адам и Ева в райском саду, и смотрели вверх. Там, пролетевший мимо благодаря силе энергии их любви, удалялся от Земли тёмный воинственный шар...»
Вечные поиски райского сада – это основа творчества, код гармонии и счастья, к передаче которого в будущее стремится каждый художник. Роман «Просветлённые» с иллюстрациями Виктора Жидяева – это послание двух художников, схожих в тревоге и неравнодушии к страдающему облику матери-Природы.
Юрий Невский,
член Союза писателей России, Москва
Кстати
Светлана Ангарская за роман «Просветлённые» на международном фестивале «Аэлита» в Екатеринбурге была награждена Орденом Добра и Света за создание произведений, сюжеты которых отражают идеи гуманизма и добра. А иллюстрации художника, заслуженного деятеля культуры Республики Бурятия Виктора Жидяева к этому произведению в своё время заняли призовое место в номинации «Лучшие иллюстрации к произведениям художественной литературы» на Всероссийском конкурсе «Образ книги».