Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Роман с пятью «не»

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Рекшан В. Самый кайф: [романы]. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2008. – 559 с.: ил. – (Серия «Наша музыка»).

Оговоримся сразу: «Наша музыка» для составителей серии – не Пётр Ильич Чайковский. И даже не Эдисон Денисов. А те, кто «армировал» стада молодняка, выстраивая на их основе здание отечественной рок-конъюнктуры. 

Не главным, но, видимо, одним из первых мини-роковых идолов и был как раз Владимир Рекшан. Способный спортсмен, основатель уже легендарной группы «Санкт-Петербург». 

Случился данный проект в 1969 году, поэтому вряд ли кто из живущих (а не доживающих) ныне способен понять, что это было такое. Для того и книга.
Нужна ли она – вопрос спорный. Сойдёмся на том, что раз печатный труд Рекшана издали, то своего читателя он найдёт. 

Не стану лукавить: в 1988 году, когда журнал «Нева» опубликовал тогда ещё просто «Кайф» прочно забытого музыканта, я тоже вошёл в число его читателей. И не могу сказать, что остался недоволен. Написанный не страшно и весело, как «Электро-прохладительный кислотный тест» Тома Вулфа, а просто страшно, роман коснулся тех же проблем рок-н-ролла, что были затронуты американцем. Ведь этим «особенностям» государственные границы нипочём. 

Речь о наркотиках. Об алкоголе. О «кайфе» в самом расширительном смысле. Например, о возбуждении от того особого вида звукоизвлечения, который лишь по недомыслию относят к музыке. И от того образа жизни, который сопутствовал существованию и концертированию его творцов. Говорю о так называемом русском роке. И его приверженцах, т.е. рок-тусовке. У Рекшана – ещё «хипповской». «Младшую группу» которой я тоже застал. 

Как «олдовые» волосатые, так и «пионеры» 80-х, грея пузо в Пицунде и Симеизе, прикасаясь к «европам» на Гауе, всегда рассказывали много интересного про своих почти-друзей. Зачастую даже не вымышленных собутыльниках-музыкантах. Доступен был Майк, позже – Летов. Поэтому всё, о чём пишет Рекшан, правда: смерти и сумасшествия постоянно сопровождали среду, усиленно выжигающую остатки мозгов своих адептов. Плавали, знаем. 

«Кайф» был почти документом. Пронзительным свидетельством ухода в никуда известных когда-то людей. Кто-то, подобно Ордановскому, пропадал без вести. Кто-то, как Коля Васин, ушибленный однажды письмом от Джона Леннона, раз и навсегда лишался разума. Кто-то шёл путём Гребенщикова, принимая «общество спектакля». Что хуже? Кто хуже? Я им не судья. 

Могу сказать лишь то, что журнальный вариант «Кайфа», жёстко прореженный редакторскими ножницами, был литературно сильнее нынешнего «Кайфа полного». Который превратился по законам коммерции в основу для двух сиквелов. Вся трилогия собрана под одной обложкой. В результате она потеряла достоинство «нон-фикшн», не приобретя романных качеств.
Тем, кто посвятил часть юности «системе», читать это незачем – ничего нового.
Тем, кто смирился с участью «офисного планктона», нервы пощекочет, заставит подумать о «потеряном рае». НО! 

Достоинство Рекшана в том, что он не соблазняет. Поэтому вредным «Самый кайф» назвать нельзя. А как можно? 

Книгой «с пятью не»:
НЕзатейливой, НЕглупой, НЕнавязчивой, НЕвыдающейся, НЕобязательной. 

Ксаверий БОРОВ

Обсудить в группе Telegram

Ксаверий Бобров

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS