«Переломным моментом в отношениях Романовых и Москвы является перенос столицы в Санкт-Петербург…» – справедливо считает автор, посвятивший отдельную главу анализу причин этой инициативы царя-преобразователя. Главная из них в том, что именно в Первопрестольной «Начало славных дней Петра / Мрачили мятежи и казни». Тем не менее вклад представителей династии в развитие Москвы велик.
Заметные изменения произошли в Первопрестольной при Екатерине II. Это, например, перестройка центра города по проектам зодчего Матвея Казакова. Благодаря ему Москва приобрела новый, современный облик в стиле классицизма. Тогда же было решено разбить Бульварное кольцо. Не всё из задуманного императрицей осуществилось, но реализованное впечатляет: это и Петровский путевой дворец, и Екатерининские казармы, и Пашков дом, и кремлёвский Сенат, и Воспитательный дом…
К пятилетию победы в Отечественной войне 1812 года был построен московский Манеж, а позже рядом на площади появились Кремлёвские сады (будущий Александровский сад). Они выросли на месте спрятанной под землю реки Неглинки, что текла через весь центр Москвы. Доминантой этой площади после реконструкции стало новое здание Петровского (Большого) театра.
Как видим, среди московских зданий, построенных при участии представителей правившей династии, объекты разного назначения: культового, военного, культурного. К последним относится и восстановленный после пожара 1812 года на казённые деньги Пашков дом, где позже разместились Московский публичный и Румянцевский музеи – первые общедоступные музеи города. А также построенный при Николае II Музей изящных искусств на Волхонке. Для полноты картины автор рассказывает о Николаевском и Смоленском вокзалах, построенных во второй половине XIX века…
К финалу повествования в нём нарастают тревожные ноты: в трагедии на Ходынском поле во время коронации Николая II, когда в давке погибло более тысячи человек, а также в убийстве великого князя Сергея Александровича в Кремле в феврале 1905 года проступают грозные предзнаменования трагического конца царствования Романовых.
Новую книгу известного москвоведа, как и прошлые его работы, отличают информационная насыщенность, живой язык, стремление передать живую атмосферу былых времён.