Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Романтический мастер

01 января 2007

ИСКУССТВО

К 75-летию известного белорусского скульптора, народного художника Беларуси Анатолия АНИКЕЙЧИКА (1932 – 1989) Национальный художественный музей Республики Беларусь открыл выставку «Романтика образа».

Анатолий Аникейчик – одна из самых незаурядных фигур белорусской скульптуры послевоенного времени. В двадцать семь он стал молодым педагогом кафедры скульптуры БГТХИ. В тридцать пять одним из первых получил премию Ленинского комсомола. В сорок один стал Лауреатом Государственной премии Беларуси. В сорок он уже народный художник Беларуси.

Это про него говорил народный художник СССР, академик, известный российский скульптор Владимир Цигаль: «Мне наиболее близки такие черты Аникейчика, как героическая основа его искусства, гражданственность, требовательность к своему творчеству, яркий романтический пафос, человеческая общительность и независимость суждений. Именно такое резюме я вынес после наших встреч в Минске и в Москве».
Действительно, Анатолий Аникейчик был очень коммуникабельным, разговорчивым, энергичным человеком. О нём с уважением отзывались все, кто с ним был знаком. А знакомы были многие, не только в Беларуси, но и в России, на Украине. Он часто ездил в творческие командировки, на съезды и пленумы тогда ещё Союза художников СССР. Он был яркой личностью, лидером по натуре. Наверно, поэтому он стал педагогом, много лет возглавлял кафедру скульптуры. Его роль в современной белорусской скульптуре трудно преувеличить. Среди его учеников, сейчас уже известных белорусских скульпторов, несколько поколений: Леонид Давиденко, Геннадий Буралкин, Галина Горовая, Владимир Слободчиков, Александр Финский, Александр Метлицкий, Сергей Бондаренко, Светлана Горбунова, Владимир Жбанов, Александр Кострюков, Владимир Пантелеев, Сергей Гумилевский, Валерий Янушкевич.
А. Аникейчик создал немало станковых произведений, и именно они легли в основу экспозиции выставки «Романтика образа», но больше он известен в Беларуси и за её пределами как автор памятника Николаю Гастелло и его экипажу около Радошкович, Янке Купале в Минске и Арав-парке в Нью-Йорке, мемориальных комплексов «Прорыв» на Ушаччине, «Проклятие фашизму» в деревне Шунейка Докшицкого района.
Эпохальность его творчества, яркость и обаятельность личности, плоды педагогической деятельности ставят его в один ряд с мэтрами белорусской скульптуры Алексеем Глебовым, Андреем Бембелем, Заиром Азгуром, Сергеем Селихановым. Образы произведений А. Аникейчика отражают эстетические идеалы нашего времени, они передают взволнованную патетику, возвышенную романтику, любование духовной силой и красотой человека.
Вместе с тем поколение Анатолия Аникейчика выслушало немало нареканий в послеперестроечные времена. Образы вождей, государственных и общественных деятелей, которые создавали скульпторы в советские времена, утратили сегодня свою актуальность и значимость. К сожалению, художественные достоинства произведений, талант их авторов не смогли уберечь эти скульптуры от негативного отношения к ним со стороны молодого, а часто и старшего поколений. Действительно, некоторые произведения А. Аникейчика воспринимаются сегодня неоднозначно. Это и его «лениниана», образы Дзержинского, Фиделя Кастро, Че Гевары. Однако сам художник искреннее хотел рассказать людям о прошлом страны и всего мира во имя будущего. Так сказал сам художник в одном из интервью. Он говорил о времени, об эпохе, о людях, которые сформировали образ этой эпохи. Именно поэтому его работы воспринимаются вне «соцреалистических» критериев, они необычайно поэтичны и возвышенны.
Вспомню хотя бы памятник в деревне Шунейка, который расположен недалеко от дороги Бегомля – Вильнюс. Тут майским утром 1943-го фашисты уничтожили всех жителей: женщин и стариков сожгли, а детей побросали в колодец. После войны деревня так и не возродилась. Художник создал выразительный и очень трагический образ: пятиметровая фигура босой женщины застыла, сжав в немом крике руки.
А образы Александра Пушкина, Анны Ахматовой, Владимира Маяковского, Петра Чайковского, Василия Шукшина, Петра Машерова, Максима Богдановича, Людвига Ван Бетховена?.. Художник лепил не портреты, он передавал сам дух творческой личности, каковой являлся и сам. Диапазон его портретов очень широкий: от лирических, камерных скульптур современников и соотечественников до изображений известных культурных и государственных деятелей. Стремление скульптора показать человека как деятельную личность приводило к тому, что портреты исторических героев иногда приобретали жанровый характер, как в работах «Мир Михайловского», «За честь музы». Романтичность мировоззрения скульптора имела прямое отражение в символистской пластике: «Цветок папоротника», «Весна», «Бессмертие», «Победа, несущая мир».
Народный художник России скульптор Юрий Лоховинин так однажды отозвался о художнике: «Искусство Аникейчика можно рассматривать с разных точек зрения, но одно несомненно – это художник глубокий, масштабный, это целостный творческий талант. Он принадлежит к числу тех новаторов, которые с самого начала творческого пути работали целенаправленно и осмысленно, утверждая от произведения к произведению своё личное восприятие мира…»
Анатолий Аникейчик не дожил до 75-летия восемнадцать лет. Его жизнь оборвалась очень неожиданно. В мастерской остались незавершённые работы. В планах у художника было поставить памятник Кастусю Калиновскому, сделать мемориал в Куропатах в Минске на месте массовых расстрелов в 1937 г. Незавершённой осталась и его замечательная романтическая и утончённая «пушкиниана»…
Сегодня работы А. Аникейчика не утратили своей значимости. Как не утратили актуальности те идеи и проблемы, которые некогда волновали художника. Он исповедовал профессионализм и мастерство не как академическую догму, а как живой, изменчивый процесс развития стиля. Его лучшие произведения, особенно станковые, гармоничны и пластичны, они музыкальны в своей основе, но при этом художник сохраняет в них чёткое классическое композиционное строение, ритмику. Всё это легло в основу национальной скульптурной школы, ярчайшим представителем которой был Анатолий Аникейчик. 

Наталья ЖОГЛА

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS