Не знаю, то ли программа «Разговор с Александром Мягченковым» так выросла за последние годы, то ли мы, зрители, устали от гламурно вычурных интервьюеров, «показывающих себя», а не раскрывающих собеседника, но по будням после 10 вечера я всё чаще переключаюсь на канал «Столица». И всё чаще не разочаровываюсь, награждённая «роскошью человеческого общения».
«ЛГ» в прошлом номере писала о «Разговоре Александра Мягченкова», но новый его гость заставил с благодарностью вернуться к этой программе. Очень давно не было на наших экранах Василия Борисовича Ливанова. В гостях у Мягченкова он предстал во всей творческой красе и отличной физической форме. Встреча с большим мастером – всегда огромная радость потому уже, что позволяет говорить об искусстве. Василий Ливанов вспоминал своего отца, выдающегося актёра Художественного театра Бориса Ливанова, вспоминал своё детство, вспоминал тот фильм-потрясение, который во многом и определил его дальнейший жизненный путь, – диснеевский мультфильм «Бемби» (ведь мы знаем Ливанова более как актёра, часто забывая, что он замечательный режиссёр-мультипликатор, – назовём хотя бы «Карлсона» и «Бременских музыкантов»).
Рассказывая о великом Художественном театре, Василий Борисович привёл прекрасный пример потрясающего мастерства его актёров. Спектакль «Мёртвые души», сцена Чичикова и Собакевича, занавес открывается, на диване сидят герои: анфас – Собакевич (Тарханов), в профиль – Чичиков (Топорков). Они молчат, а зал вдруг начинает хихикать, потом смех становится громче и наконец сменяется дружным хохотом, хотя актёры не произнесли ещё ни слова, насыщая мхатовскую паузу точностью и мощью созданных гоголевских характеров. Такова была сила воздействия больших мастеров на зрителя, о которой сегодня можно только мечтать.
Ведущий программы Александр Мягченков владеет редкой способностью «умирать» в своём герое, ведя беседу с такой искренней благорасположенностью, с таким заинтересованным вниманием, что его гость, зная, что никаких подвохов не будет, с удовольствием раскрывается. И Василий Ливанов замечательно рассказывал, как он начинал актёром, почему занялся режиссурой и увлёкся мультипликацией, успевая ещё и писать книги… Трогательный «Слепой музыкант» по рассказу Владимира Короленко, молодой хирург из фильма «Коллеги» по повести Василия Аксёнова, конечно, легендарный Шерлок Холмс по рассказам Конан Дойла – все эти образы врезались в память и не теряют своей свежести и сочности спустя десятилетия. Василий Ливанов и Александр Мягченков говорили ещё и о том, о чём ранее телевидение так глубоко не рассказывало никогда: о сложной психологии и физиологии актёров, о той колоссальной нагрузке, которая на них ложится (конечно, когда речь идёт о настоящем искусстве). Мягченков припомнил чеховскую фразу: «Странные люди эти актёры, да и люди ли они?» Люди, конечно же, люди, но очень необычные. Ливанов рассказывал, как нобелевский лауреат Иван Павлов хотел даже всерьёз заняться изучением физиологии этой уникальной профессии, но не успел…
Разговор зашёл и о драме, случившейся в семье Ливановых, о сыне Борисе, талантливом человеке, переживающем сейчас очень сложный период. Василий Ливанов честно говорил и об этом, и было понятно, насколько важно для него не только не отрекаться от родного человека, но и быть с ним рядом, особенно в горестное время. Он назвал это божьим испытанием, которое они должны с честью выдержать. И мы верим, что всё будет именно так. Приятно, что Василий Борисович с благодарностью вспоминал и «Литературную газету», которая поддерживает деятелей отечественной культуры всегда, и особенно в трудные времена.
19 июля состоится юбилей Василия Борисовича Ливанова, который сейчас готовят его многочисленные друзья и коллеги. 75! Великолепное число, особенно если юбиляр так же красив, полон надежд, сил и творческих замыслов, как роскошный Василий Борисович Ливанов.