Эта книга, одна из немногих, способна за несколько часов полностью развеять плотно укоренившиеся как у нас, так и за рубежом мифы об отсутствии у россиянина чувства собственности и его склонности к существованию в государстве с авторитарной формой правления.
. Традиции свободы и собственности в России. От древности до наших дней. – М., 2007. – 360 с.
«Россия – это такое место, где всегда плохо. Если в ней и есть что-то хорошее, то только благодаря западным влияниям» – такая исходная позиция не только некоторого числа россиян, но и многих западных исследователей, в том числе известного американского советолога Ричарда Пайпса, активно опровергается историком, писателем и журналистом Александром Горяниным.
Его аргументы в защиту торговой и свободолюбивой России весьма весомы. Начиная с утверждения, что «проецирование эфемерного СССР на историческую Россию – одинаково привычный вывих как у правых, так и у левых. Им бы вспомнить, что Русскому государству… двенадцать веков. Семьдесят советских лет на этом фоне – краткий эпизод, страшный сон, который, к счастью, уже позади».
Старинная деловая этика в России, зародившаяся ещё в допетровской Руси, держалась на умении решать все вопросы, обходясь без сложных, поглощающих время юридических процедур. Именно благодаря традиции русского купеческого слова возникла мощная теневая экономика сразу после революции 17-го года, считает автор. Предпринимательская модель поведения существовала и в СССР, ведь была форма анонимного хранения денег – сберкнижка на предъявителя, взятки, премии и, наконец, чёрный рынок, встроенный в социалистическое плановое хозяйство. А «старинная оборотистость», о которой свидетельствуют, в том числе и иностранные путешественники, помогла российскому бизнесу возродиться из праха и встать на ноги во враждебной среде 90-х.
Александр Горянин спорит с идеей о том, что нынешний социальный уклад, основанный на частной собственности, не имеет исторической перспективы в силу общинной и соборной психологии нашего народа.
«Миф о русской нелюбви к собственности… подобно детёнышу кенгуру, способен существовать в сумке другого, более почтенного мифа – или даже эпоса – о русском общинном сознании», – считает автор.
И оба эти мифа растворяются, как дым, под влиянием неопровержимых цифр: 80% населения России стали благодаря приватизации собственниками жилья (в Берлине собственниками жилья являются 16% населения). Минимум 50% семей в России имеют автомобили, и этот процент продолжает расти. За последние 10 лет население России инвестировало в свои дачи триллион долларов.
Не менее аргументированно и настойчиво защищает Александр Горянин традиции прав и свобод в России, считая, что демократия – органичное, а не искусственное состояние общества – в нашей стране возникло самостоятельно, без влияния западных стран.
Свои рассуждения автор часто подкрепляет картинками из истории. Можно ли страну, в которой купец ссужает деньги в царскую казну и строго следит за тем, чтобы долг был возвращён в срок, назвать авторитарной, не имеющей торговых традиций?
События ХХ – начала ХХI века стали предметом изучения автора в последней главе книги. Победа России в борьбе с фашизмом, с авторитарной советской идеологией внутри страны, исторически сложившиеся нравственные традиции, взаимоотношения власти и интеллигенции – суждения автора на эти темы поднимают нашу национальную самооценку на должную высоту, отвергая пораженческие настроения, во многом подпитываемые «извне» журналистикой западных СМИ.
Книга развенчивает мифы, искажающие подлинный облик нашей страны, за что не могу не выразить автору свою признательность.