3 августа исполняется 90 лет со дня рождения Валерия Ганичева. Вспоминая его в эти дни, мы вновь задаёмся вопросом: почему писатель из сонма видных деятелей эпохи Екатерины Великой центральной фигурой своего творчества избрал флотоводца Фёдора Ушакова? Почему именно ему досталась такая честь, хотя об адмирале было написано множество книг в XIX–XX веках?
Много я слышал разного о В.Н. Ганичеве от людей «ближнего и дальнего круга». Понятно, что оценки современников чаще всего субъективны и имеют мало общего с характеризуемым персонажем. И мой взгляд тоже субъективен, но всё же рискну сказать о том, что, с моей точки зрения, роднило Валерия Николаевича с его героем адмиралом Фёдором Фёдоровичем Ушаковым – соборное чувство и общее дело.
Конечно же, не происхождение, хотя, если посмотреть правде в лицо, детство у них не шибко отличалось. Вышли из простой среды, не были избалованными светскими раутами Петербурга, искренне служили своему народу, на каждом этапе своей деятельности старались внести собственную, пусть грошовую лепту в общее дело.
Не буду останавливаться на известных фактах биографии первого и второго. Просто хочу обратить внимание на то, что и адмирал Ф.Ф. Ушаков, и В.Н. Ганичев, восходя на новую ступень служения, смотрели на выполняемую задачу с точки зрения Общего дела. Будь то по-иному, никто из них не реализовался бы в истории так, как мы можем видеть сегодня.
Понятно, что писатель-историк В.Н. Ганичев не знал и не мог предполагать, чем и как отзовётся его труд. Он просто любил нашу богатую историю и не мог согласиться с теми, кто нарочито искажал её.
В 60–70 гг. Ганичев переформатировал вектор издательской политики «Молодой гвардии», директором которой был 10 лет. При нём вышли книги «Связь времён» Ф. Нестерова, «1 августа 1914» Н. Яковлева, «Аввакум Петров» Дм. Жукова, «Камешки на ладони» Солоухина, «Дорога к тебе: из записок художника» И. Глазунова, «Деньги для Марии» В. Распутина, «Сельские повести» и «Лад» В. Белова, «Голоса в тишине» В. Лихоносова, в серии «ЖЗЛ» «Суворов» О. Михайлова, «Островский» и «Аксаков» М. Лобанова, «Рублёв» В. Сергеева, «Макаров» С. Семанова, «Григорий Сковорода», «Гончаров» и «Дмитрий Донской» Ю. Лощица, «Достоевский» Ю. Селезнёва…
По его инициативе выступил Юрий Гагарин на пленуме ЦК ВЛКСМ в декабре 1965 года с предложением воссоздания Триумфальной арки и храма Христа Спасителя как памятников Победы в Отечественной войне 1812 года... После чего высокий сановник ЦК КПСС спросил В.Н. Ганичева: «А вы согласовали это наверху?» – на что тот ответил, подняв палец к небу: «На самом верху!»
Андропов лично писал записки в ЦК партии с требованием обратить внимание на «русистов»… Не помогло!
Возглавляя «Комсомольскую правду», не угомонился… За публикацию фельетона Вадима Цекова «Следствие ведут кунаки» был уволен.
Но судьба благоволила ему, его делам. Ганичев возглавил «Роман-газету», где снова вокруг журнала собирал лучшие творческие силы. Заметил и поддержал молодых исторических писателей В. Шигина, В. Сергеева, В. Овчинникова, С. Алексеева…
Вместе с нынешним Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (тогда митрополитом Смоленским и Калининградским) накануне событий «чёрного октября» в 1993 году они собирают первый Всемирный Русский Народный Собор, ставший впоследствии главной трибуной отечественной мысли…
В.Н. Ганичев, как и его возлюбленный герой – адмирал Ф.Ф. Ушаков, не останавливался на достигнутом. После того как Русская православная церковь канонизировала Фёдора Фёдоровича Ушакова в лике святого праведного воина, Валерий Николаевич продолжал «продвигать в массы» образ адмирала... Приезжая в Санаксарскую обитель в дни торжеств, в первых числах августа, он вёз с собой целые отряды всё новых и новых писателей, юных ушаковцев, инициатором Движения которых был тоже он…
Соборные чувства объединяли, роднили участников паломнических посещений Санаксарской обители.
Одним из самых ярких событий после прославления адмирала Ушакова можно назвать возвращение Крыма и Севастополя в родную российскую гавань. Именно этой задаче посвящены книги В.Н. Ганичева «Ушаков», «Росс непобедимый», «Тульский энциклопедист», «Флотовождь», «Державница», «Итак, о русском»…
Сергей Котькало