Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ
В последние три недели июня события в мире слились в запутанный клубок, и подчас весьма непросто выявить реальные причинно-следственные связи. Тем более что некоторые активные участники событий сознательно выносят на поверхность лишь их ложные мотивы. Израиль напал на Иран, заявив, что у того осталось всего две недели до создания атомной бомбы. Казалось бы, куда деваться? Но все, кто следит за противостоянием этих стран, хорошо помнят, что премьер Израиля Нетаньяху уже не один год регулярно делал подобные широковещательные заявления.
Президент США Дональд Трамп, казалось бы, спонтанно и лишь для того, чтобы доказать, что он не только много говорит, но иногда и что-то делает, направил стратегические бомбардировщики Б-2 с огромными чудо-бомбами на атомные (назовём так) объекты Ирана. Правда, до этого США концентрировали свои вооружённые силы на Ближнем Востоке уже в течение двух недель, а для подготовки и перебазирования «стратегов» Б-2 тоже потребовался не один день.
После бомбового удара руководство Исламской Республики Иран заявило, что отомстит за бомбёжку, но при этом заранее предупредило и США, и Катар о сроках ракетного удара по американской военной базе. Трамп, похоже, даже не обиделся за нападение и, похвалив аятоллу за джентльменское поведение, стремительно заставил стороны прекратить двенадцатидневную войну.
Казалось бы, налицо полное отсутствие логики в действиях всех участвующих сторон. Но, если присмотреться, реальные задачи, например агрессоров, были не только и не столько в том, чтобы лишить Иран ядерного производства. Они намеревались спровоцировать смену власти в Иране, чтобы кардинально изменить внутреннюю и внешнюю политику страны. Когда Израилю это не удалось, на выручку пришли США со своими «всепроникающими» бомбами, но и у них сделать это нахрапом тоже пока не получилось. Втягиваться в долгосрочную военную кампанию Трамп не собирался (ему и российско-украинской хватает с избытком) и заморозил военные действия. Поэтому нет ничего удивительного, что в Иране праздновали победу. Персы не допустили, как не допускает и Россия, уничтожения независимости своего государства.
Это только кажется, что без взаимной увязки в одной части Евразийского континента тянется кровавый конфликт между Россией и Украиной, а в другой – разбираются между собой Израиль и Иран. Как становится всё очевиднее, и тот и другой конфликты являются лишь элементами более общего плана восстановления гегемонии США и Запада в целом при переходе к миру, где уже может не остаться одного-единственного гегемона, а появится несколько центров силы. Именно поэтому очевидна последовательная (при всех отвлекающих манёврах) атака на страны «мирового большинства», в первую очередь на лидеров БРИКС, которые пока ещё не связаны между собой жёсткой формой военно-политического союза, как те же самые страны Запада.
Основные для западников соперники или противники известны: Россия, Иран, Китай, Индия. Для того чтобы укротить эти страны, применяются разные методы. Скажем, против Индии преимущественно используется «мягкая сила». И вот, в частности, мы узнаём, что во главе многих значимых мировых транснациональных корпораций (а то и целых стран, как было в Великобритании) оказываются индийцы по происхождению, но уже с другими предпочтениями, совсем не индийскими. Против Китая на данном этапе чаще всего используется экономический шантаж с самыми разными вариациями. Против России и Ирана делаются попытки их военного подавления.
Сначала жестокой атаке подверглась Россия через Украину. Командой Байдена была поставлена задача военно-политического поражения и экономического удушения России. Но в итоге России удалось отбить мощную комплексную атаку объединённого Запада. Далеко не всё удаётся и Трампу, когда он методом переговоров, а то и сладкими словами пытался сделать то, что не смог Байден, то есть навязать России такие условия мира, перемирия, передышки, которые нейтрализовали бы нарастающее доминирование РФ на поле боя. Да, до решения всех задач СВО и весомой победы нам пока ещё довольно далеко, но коллективный Запад проигрывает в противостоянии с Россией (что признают даже там отдельные персоны). Именно по этой причине, как видится, основной удар был в определённый момент перенесён на Иран через Израиль, и началась двенадцатидневная война. Но тут тоже у них пока не многое получилось.
Повестка саммита НАТО, который, видимо, планировался как чествование Трампа – победителя и миротворца, в итоге была сокращена до нескольких часов, а подобострастные высказывания европейцев (особенно генсека НАТО) по его адресу, не исключаю, имели слегка издевательскую подоплёку.
Но всё же надо признать, что страны Запада, несмотря на те разногласия, которые сейчас возникли по Украине и не только по ней, например и по режиму санкций, всё-таки продолжают действовать на главных направлениях совместно. И самое примечательное, что в публичном пространстве происходит то же самое: говорят в унисон, как по нотам. Трамп хотя ничего Зеленскому не обещал, но самим фактом встречи показал, что пока готов с ним работать. В общем, при всех их проблемах они выглядят как единая сила, а с нами разбираются, можно сказать, планово, хоть и с учётом обстановки. И это, на мой взгляд, становится для нас и близких нам всё большей проблемой.
Страны БРИКС в ситуации последовательных атак со стороны Запада на Россию и Иран занимали и занимают нейтральную позицию. Помощь если и оказывается, то совсем не афишируется, идёт исключительно в закрытом непубличном режиме. Единственный, кто за эти годы оказал РФ открытую поддержку, – Корейская Народная Демократическая Республика, чьи воины геройски проявили себя в боях на курской земле, а сейчас готовы помогать в её восстановлении.
Я готов покритиковать наших коллег китайцев, которые стоят с нами, как они фигурально выражаются, «спиной к спине». Несмотря на очень правильные слова, которые время от времени ими произносятся о желательности мирного урегулирования через переговоры, эта великая держава, по существу, потенциальный, да и реальный лидер формирования нового мирового порядка, не имеет, по моему мнению, права себя вести так пассивно-выжидательно.
Тот, кто претендует на мировое лидерство, обязан занимать более определённую и активную позицию, так как даже статус обязывает. Например, в ситуации неприкрытой западной агрессии против членов БРИКС России и Ирана вызывает немалое удивление решение Си Цзиньпина не принимать участие в предстоящем саммите организации в Бразилии. Сами бразильцы тоже повели себя несколько странно, отказавшись гарантировать Президенту России невыполнение решения пресловутого Международного уголовного суда. И Путин будет вынужден принимать участие в саммите по видеосвязи. Кстати, в Гааге на саммите НАТО про аналогичное решение этого суда по Трампу никто даже не вспомнил.
Надежда отсидеться за Великой Китайской стеной, не напрягать отношения с теми, кто уже без особой утайки планирует следующий акт и следующих участников противостояния, приведёт лишь к тому, что, когда дело дойдет до них, они могут оказаться один на один против объединённого западного мира.
Крым в России, в родном доме, уже больше десятка лет. Но ведь никто из друзей и партнёров до сих пор этого не признал. А если побоялись признавать территориальную целостность нашего государства, то о каком реальном единстве может идти речь? А вот американцы, вопреки мнению и возмущению почти всех стран мира (кстати, при первом президентском сроке Трампа), признали столицей Израиля Иерусалим и сейчас с трибуны Совбеза ООН твёрдо заявляют о своей правоте в отношении Ирана.
Мы можем сколько угодно и справедливо осуждать США за их агрессивные действия, противоречащие Уставу ООН. Но при этом наблюдаем западное единство в противостоянии с нами, видим открытую поддержку Западом своих ключевых союзников и упреждающие действия в отношении наших реальных и возможных друзей с Глобального Юга. На больших просторах БРИКС и ШОС этого, увы, пока не наблюдается. И если так будет продолжаться, нас будут бить поодиночке.