Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 октября 2020 г.
Спецпроекты ЛГ Настоящее Прошлое

Россия в литературе, литература в России

Продолжаются региональные встречи и круглые столы проекта «Настоящее прошлое», прерванные пандемией.

06 октября 2020
Фото: Владимир Павлов

Первый день юбилейного десятого фестиваля исторической поэзии «Словенское поле 2020» начался с экскурсии по Пскову и возложения цветов к памятнику солдату Первой Мировой войны, после чего в медиа-холле Псковского академического театра драмы прошёл Круглый стол «История России в литературе и литература в Российской истории». Пришли только те, кого действительно интересовала заявленная тема.

Псков 3.jpg

Диалог с гостем фестиваля, администратором «Литературной газеты» и куратором проекта «Настоящее прошлое» Александром Чистяковым, получился довольно интересным и напряжённым. Его соведущими стали участники фестиваля Ольга Флярковская (Москва), Валерий Савостьянов (Тула) и Николай Рассадин (Псков).

Противодействие попыткам фальсификации истории сейчас является задачей всякого литератора, затрагивающего в своём творчестве темы прошлого России, неважно, поэт он или прозаик. С этим трудно спорить. Спорным для участников фестиваля стало другое утверждение Александра Чистякова. 

Действительно, можно ли писать о войне, если ты не видел её собственными глазами, не прочувствовал?

 – А разве можно писать о любви, если не любил? – резонно заметила Ольга Флярковская.

Псков 1.jpg

Сошлись на недопустимости профанации темы, особенно в тонком деле патриотического воспитания школьников. Например, когда учитель задаёт на дом стихотворение о Великой Отечественной войне. Что может в таком случае написать пятнадцатилетний мальчишка, имеющий весьма смутное представление о поэзии, а зачастую и о войне? Получается подделка, абсолютно вымученная, да ещё и вызывающая неприязнь у невольного автора к поэзии как таковой. В общем, известная истина: писать стихи нужно только в том случае, если не можешь их не писать. Когда речь идёт о жертвенности и подвигах наших дедов и прадедов, это верно вдвойне. 

Псков 2.jpg

От основной темы Круглого стола несколько отошли, когда заговорили о необходимости самоцензуры. Существуют ли запретные темы, кто имеет право считать себя прозаиком или поэтом? Достаточно ли для этого нескольких изданных за свой счёт книг? Для провинциальных поэтов издаться бесплатно сейчас почти невозможно, не говоря уже о гонораре, поэтому эта тема для участников фестиваля была болезненной. 

Александр напомнил о Пушкине, который не чурался подённой литературной работы. Ему возразили, что сейчас совсем другое время. Вспомнили о Высоцком, который писал о войне так, как будто сам прошёл от Бреста до Берлина. Если бы не лимит времени, разговор продолжался бы и дальше. Споры редко приводят к истине, но часто бывают плодотворными для их участников. Это был тот самый случай. Круглый стол закончился, но фестиваль продолжался. 

Псков 5.jpg

Впереди было ещё два дня встреч и сотни стихотворений, которые прозвучат со сцены в Нескучном садике Старого Изборска.  

Андрей Теддер

Фото: Владимир Павлов

Тэги: Самара
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Конструктивный диалог

    18.09.2022
  • Молодежный Грушинский: начало

    01.09.2022
  • Памяти Михаила Анищенко

    22.09.2021
  • «А мы – фельдшера…»

    05.07.2021
  • Смелее, ярче, откровеннее

    07.10.2020
  • Конструктивный диалог

    32 голосов
  • Молодежный Грушинский: начало

    19 голосов
  • Самарские поэтические страницы

    13 голосов
  • Музыка на все времена

    7 голосов
  • Смелее, ярче, откровеннее

    7 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS