Из чего складываются наши представления о собственной истории? Кроме прочих традиционных источников отношение к тому или иному периоду мы формируем на основе визуального образа эпохи, более или менее притягательного. И в этом смысле ХХ век стал эпохой чёрно-белой фотографии и шире – чёрно-белого кино. Именно чёрно-белыми отражены в нашей памяти портреты исторических личностей ХХ века, войны и революции, история собственного рода из семейного альбома. Чёрно-белую условность диктовали технические ограничения, из них же выросло великое искусство отображать реальность в особой эстетике, с неповторимым «ч/б» колоритом. Однако эстетика эта может легко ввести в заблуждение. Так, например, возник миф о «серой жизни в СССР», в значительной мере сложившийся на основе «ч/б» хроники. Но посмотрите, например, редкие цветные снимки дооттепельных 1950-х, сделанные в Союзе западными фотографами на фирменную плёнку, и вы поразитесь, сколь яркой выглядит повседневность того времени. А ведь 1950-е стали едва ли не главным символом «серой жизни», с бедностью в быту, малокартиньем в кино и обскурантизмом в Кремле.
Похожие стереотипы и с дореволюционной Россией, яркое изображение которой в живописи кажется преувеличением, лубком, ведь чёрно-белая фотография выглядит достовернее. Но вот перед нами коллекция уникальных цветных снимков Прокудина-Горского, на которых другая, почти неизвестная Россия. И эта коллекция – хороший повод поразмышлять о нашем архетипическом самоедстве, удивительном свойстве недооценивать самих себя и видеть мир чёрно-белым.