Довольно символично звучит это название фестиваля российского кино, проводимого уже не первый раз в Тунисе. Только на первый взгляд может показаться неожиданным, что в таком далёком от нас месте, находящемся даже в другой части света, возник серьёзный интерес к кинематографу России. При более пристальном взгляде на события в этой стране Магриба с её богатыми историческими традициями – стране, впитавшей в себя культуру античного мира и Византии, ощутившей глубокое влияние исламской цивилизации, подобные явления становятся понятными: она, как и прежде, открыта для взаимодействия с культурами иных миров. В более конкретном проявлении, а именно в том, что касается интереса к такой области искусства и культуры, как кино, это вполне объяснимо. В последние десятилетия наблюдается заметная активизация в кинотворческой деятельности Туниса, в развитии его киноиндустрии. Постепенно складывается своя национальная киношкола. Международный кинофестиваль в Карфагене, который в скором времени отметит свой полувековой юбилей, является одним из старейших и наиболее значимых кинофорумов на всём африканском континенте, и он, следует заметить, не единственный.
Апрель в Тунисе был отмечен десантом большой группы российских кинематографистов во главе с Кареном Шахназаровым, приехавших для участия в «Российской весне». В церемонии открытия фестиваля, ставшего знаковым событием культурного обмена между нашими странами, приняли участие министр культуры Мехди Мабрук и посол России Александр Шеин. Примечательно, что вслед за этим в апреле, но уже в Москве прошли Дни культуры Туниса, в рамках которых российских зрителей со своими работами познакомили и тунисские кинематографисты.
Генеральный директор «Мосфильма» прибыл на фестиваль не ради торжеств, а для оказания ему реальной помощи, предоставив материал для проведения ретроспективного показа шедевров российского кинематографа, таких как «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Анна Каренина», «Зеркало», «Цареубийца» и другие. Структура фестиваля была полнокровной и включала в себя помимо серьёзной конкурсной программы (по категориям полнометражного игрового и документального кино, а также короткого метра) круглые столы, семинары, мастер-классы с участием российских режиссёров, актёров, продюсеров и кинокритиков. «Панорама» была отдельным пунктом программы, которая предполагала знакомство зрителей с фильмами, посвящёнными важным событиям социально-политической жизни страны последнего времени.
Оценку творчества наших соотечественников осуществляло профессиональное жюри, состоявшее из видных кинодеятелей Туниса. Работу оргкомитета возглавлял президент фестиваля, выпускник ВГИКа Скандер Наас, являющийся вдохновителем «Российской весны в Тунисе». Конкурс проходил в столице государства городе Тунисе и длился, как принято, недолго – всего 8 дней. Демонстрация же российских фильмов, для которой были выбраны крупные курортные города Сусс и Хаммамет, растянулась на целый месяц, захватив даже май, с тем чтобы предоставить возможность большему количеству зрителей познакомиться с российским киноискусством, и в этом смысле фестиваль действительно стал весной российского кино.
Подчас в угоду политической конъюнктуре в недавнем прошлом друзья, союзники, члены «одной семьи» как бы забывают о былых тесных культурных связях, объединявших их, пренебрегают ими. Нужно честно признаться – не избежали этой участи и мы. Тем отраднее видеть, что интерес к нам не пропал, что мы востребованы, что нас хотят видеть и слышать, показателем чего, в частности, и является кинофестиваль в Тунисе.
, ТУНИС–МОСКВА