Когда я рассказываю приезжим, что в моём родном Магнитогорске идеальные дороги, мне часто не верят. Пока сами не увидят эти ровные, как стол, асфальтированные полотна, по которым можно ехать с закрытыми глазами. Но эта роскошь играет с нами злую шутку. Выезжая в другие регионы, мы испытываем настоящий культурный шок.
Недавняя поездка в Волгоград стала для меня откровением. Город герой, миллионник, а дороги будто пережили новую Сталинградскую битву. Глубокие колеи, провалы, заплатки на заплатках складывалось ощущение, что последний капитальный ремонт здесь делали ещё до полёта Гагарина в космос.
Именно тогда я задумался, почему в Америке, если верить рассказам, асфальт служит десятилетиями, а у нас не выдерживает и пары зим. Покопавшись в истории, я обнаружил любопытные факты.
Оказывается, американская дорожная система создавалась в 1930 е годы как антикризисный проект. Тогда закладывали не просто дороги, а настоящие монолитные конструкции. Снимали до двух метров грунта, засыпали многослойную "подушку" из щебня и песка, заливали бетонное основание. И всё это под жёстким контролем федеральных прокуроров, которые беспощадно карали за малейшие нарушения.
Но здесь есть важный нюанс. Идеально сохранились только малозагруженные трассы в глубинке. В крупных городах вроде Нью Йорка или Чикаго ситуация мало чем отличается от нашей. Те же ямы, трещины и вечные ремонты. Просто об этом не кричат на каждом углу.
Самый показательный пример из моей жизни случился двенадцать лет назад. В глубинке Челябинской области я наблюдал, как небольшая бригада дорожников укладывала асфальт. Их старший, седой армянин, заметив мой скептический взгляд, спокойно сказал: "Эта дорога простоит минимум десять лет. Мы работаем честно".
Я тогда лишь усмехнулся. Слишком часто слышал подобные обещания. Но жизнь показала: мужчина не врал. Проезжая тем же маршрутом через три года, затем через пять, и вот уже двенадцать лет спустя, я каждый раз поражаюсь. Покрытие как новое.
Этот случай навсегда убедил меня, что качество дорог зависит не от климата, не от технологии и уж тем более не от страны. Всё решают люди.
Артем Черничкин/Freepik