Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 мая 2015 г.
  4. № 18 (6508) (06.05.2015)
Искусство

Ростов из Ставрополя

06 мая 2015

Общеизвестна разница в уровне, в качестве, в особенностях жизни столицы и не столицы – что называется, периферии, провинции. И театры там совсем другие. И актёры… Их сама ситуация бережёт от сериальных конвейеров, от рекламной пошлости, от лёгких заработков. В столице можно годами ждать роль, быть востребованным лишь телевизионной халтурой, – ждал седины, дождался лысины – пока ждал, утратил, растерял профессиональные навыки. Актёру необходимы репетиции, процесс, тренировки, не просто занятость. Это – разное. У актёра периферийного работы навалом, из сезона в сезон – роль за ролью, спектакль за спектаклем.

Александр Ростов, вот уже скоро три десятилетия, чуть ли не ежевечерне выходящий на сцену Ставропольского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова, из числа редких, уникальных мастеров русской провинции.

Ну представьте себе, он сейчас занят в 15 разных спектаклях, то есть сегодня он Максим Максимыч рядом с Печориным в «Герое нашего времени», олицетворённая доброта и внимание к окружающим, завтра – отец Джульетты Капулетти из итальянского Средневековья, истово любящий свою дочь, а послезавтра – местечковый грузинский озорник и бабник Акоп в «Проделках Ханумы». Из хамов хам Шариков в «Собачьем сердце»… Античный Ясон, прежде всего выбирающий свободу… Скорее грешный, чем праведный отец Михаил в «Одноклассниках», наш современник… Неизвестный в «Маскараде»…

В спектакле, поставленном московским режиссёром Юрием Ерёминым, Неизвестный из эпизодической фигуры у Лермонтова превратился наряду с Арбениным тоже в главное действующее лицо. Он – alter ego героя, последнее его воплощение, кого съели, сожгли, поглотили ненависть, жажда мести, кто отказался от собственной жизни, одержимый дьявольскими страстями. Нет уж, для Арбенина лучше безумие и самоубийство, нежели такой вариант судьбы. Спектакль очень самостоятельный, глубокий. А один из лидеров его – Ростов.

Герои Ростова всегда неистовы, темпераментны, существуют в любом обличии на пределе нервов и остроты рисунка.

Конечно, актёру необходимы прежде всего природа, талант, то, чему не научишься, что… от Бога. Я помню первые появления юного Саши Ростова в начале 80-х, ещё на сцене Костромского драматического театра им. А.Н. Островского, в образах его классических ровесников Мити из пьесы А.Н. Островского «Бедность не порок» и Сашеньки Злотникова в водевиле «Беда от нежного сердца» В.А. Соллогуба.

Что там Дашенька, Настенька! Не влюбиться в него было невозможно – такие запасы энергии, жизнерадостности, обаяния врывались вместе с ним на сцену. Но многие из коллег так и остаются лишь на уровне природных качеств. Для того чтобы вырасти в мастера, нужны – нет, не бессчётные, тиражирующие типажность сериалы и не богемная бурная жизнь, как иные считают, а огромный труд, сосредоточенный труд, непрерывный труд на сцене и, может быть… провинция, которая даёт актёру такие возможности.

Ростов всегда разный в ролях. Он умудряется себя не повторять. Я порой обманываюсь, вдруг спрашиваю на спектакле: «А это кто?» – «Да это же Ростов! Вы что, не узнали?» И это высшая оценка актёру. Он всё умеет: петь, танцевать, играть на разных инструментах, не боится использовать самые острые и неожиданные характерные гримы, любит импровизировать на сцене. Из него и в житейском общении всегда рвутся наружу стихи и мелодии, замыслы и проекты, мысли и выдумки. Праздник! Но ведь он всегда в профессии. Полон ею, переполнен. И живёт своей ответственностью перед ней. Да, он живёт театром! А верная жена и дочь – его поддержка и помощь в том же театре, которым он одержим. Конечно же, он любимец своего города, гордость его зрителей.

О провинциальных театрах и актёрах в центральной прессе пишут редко. Именно столица приносит актёру известность, создаёт имя и репутацию. Обидно, но – увы! – таковы реалии сегодняшней театральной жизни.

Это тоже разница между столицей и периферией. Но там обмануть мнимостью, подделкой труднее. Там всё на виду.


Тэги: Театр
Обсудить в группе Telegram

Анна Кузнецова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Не убивайте ангела в себе

    06.11.2024
  • ГАБТовские «Байки» для детей и взрослых

    19.10.2024
  • Принято «большинством голосов»

    17.10.2024
  • Фестиваль «Музыкальное сердце театра»

    19.09.2024
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS