Механические гиганты тоже любят доброе слово
На Бородинском разрезе работают роторные экскаваторы ЭР-1250 и ЭРП-2500. Цифра в названии означает количество тонн горной массы, которую техника способна переработать за час. По размерам их можно сравнить со старшим и младшим братьями: разными, но одинаково любимыми. Машинисты экскаваторов их даже одушевляют.
В морозы техника стонет
Игорь Александрович Иванов работает страшим машинистом ЭР-1250 уже больше трёх десятков лет. Родился и вырос он в деревне Большие Ключи Красноярского края, где из серьёзной техники видел только зерноуборочный комбайн. Правда, дядя Игоря работал на большой грузовой машине. Однажды взял с собой племянника на разрез за углем: тогда Игорь впервые увидел, что такое настоящая промышленная мощь.
Как и многим мальчишкам, ему хотелось управлять большой техникой, может быть, даже самолётом… Но детские впечатления перевесили: угольный разрез оказался ближе. После окончания училища по специальности слесаря-ремонтника в 1984 году приехал в Бородино. С тех пор жизнь его неразрывно связана с Бородинским разрезом: здесь он впервые увидел экскаватор-мехлопату и другую горную технику. Окончил курсы помощников машинистов роторных экскаваторов. В 1986 году на разрез пришёл ЭР-1250, именно тот, на котором Игорь Александрович работает по сей день.
Для Иванова и его бригады экскаватор не только гигантский управляемый механизм, но и практически второй дом, в котором проходит большая часть жизни. Видно, что и порядок наводят, как дома.
– За 30 лет знаю «в лицо» каждый его болт, каждую гайку. Либо сам её закрутил, либо на моих глазах, – говорит Игорь Александрович. – Текущий ремонт проводим своими силами, хотя, конечно, всегда можем рассчитывать на помощь специалистов Бородинского ремонтного завода. За последние пять лет не было ни одной аварийной остановки.
Погода морозная, а при низкой температуре работать сложно: уголь парит, поэтому видимость почти нулевая. Но так кажется только по неопытности. Помогают приборы и особое чутьё машиниста огромного экскаватора.
При мне роторное колесо вгрызается в угольный пласт. По конвейерной ленте уголь движется в приёмный бункер, из него на отвальную ленту, затем чёрным водопадом льётся в стоящие рядом железнодорожные вагоны. Такую картину на Бородинском разрезе можно наблюдать 24 часа в сутки.
Ведём трассу согласно залеганию пласта. Если пласт идёт под уклоном, то и наш экскаватор достаточно маневренный, для того чтобы работать с определённым градусом наклона.
Связь с помощником машиниста экскаватора осуществляется по переговорному устройству. За управлением отвальной стрелой – сын Игоря Александровича Дмитрий, пошедший по стопам отца. Общий трудовой стаж отца и сына уже составляет 40 лет.
Несмотря на огромные размеры ротора, работу машиниста можно назвать филигранной: на конвейер не должна попасть ненужная потребителю горная порода, только уголь высочайшей марки. Всё-таки у Иванова не просто опыт и чутьё, а талант – чувствовать уголь, чувствовать свою машину. За столько лет она стала настоящим товарищем.
– Бывает тяжело. Людей жалко, технику жалко, когда зимой она буквально стонет от мороза, но ничего, нам не привыкать – работаем дальше.
В 2012 году Иванов стал полным кавалером знака «Шахтёрская слава». В составе «золотой» бригады Бородинского разреза участвовал в отгрузке юбилейной, миллиардной тонны угля.
Когда техника для освоения земных недр покорилась мастерству Игоря Александровича, он вспомнил ещё одну детскую мечту – подняться в небо. Вспомнил – и осуществил. Теперь Иванов – владелец диковинного для этих краёв летательного аппарата. Управление дельтолётом производства Московского авиационного завода потребовало сдачи экзаменов, занятий с инструктором, но разве это сложно для человека, влюблённого в технику. А сын Дмитрий увлекается мотоциклами и даже стал серебряным чемпионом края по мотогонкам.
Но всё же главное для династии Ивановых – горное дело. За годы своей трудовой деятельности Игорь Александрович неоднократно становился победителем в конкурсах профессионального мастерства. Теперь к успехам отца присоединился Дмитрий. В 2017 году Ивановы стали победителями олимпиады СУЭК среди машинистов роторных экскаваторов ЭР-1250, оставив далеко позади остальных представителей угледобывающих предприятий компании.
– На ЭРП-2500 хотели бы работать? Он ведь в два раза больше.
Игорь Александрович задумывается.
– Больше, верно. Но на разрезе наш младший брат нужен не меньше. Смотрю на него – такой он «свой», что другого не надо.
С заботой о железном колоссе
Владимир Анатольевич Кукса – старший машинист ЭРП-2500. Буква «П» в названии означает роторный экскаватор повышенного резания. Ещё одно отличие гиганта от меньших по размеру роторных машин – две кабины: левая и правая. Чтобы не разворачивать экскаватор, машинист может просто переходить из кабины в кабину в зависимости от того, с какой стороны идёт работа. Экскаваторов такой марки в России всего два, и оба работают на Бородинском разрезе.
Заслуженный шахтёр РФ Кукса работал на роторных машинах всех типов. Он согласен с тем, что за много лет техника для машиниста становится чем-то большим, чем просто работающий агрегат.
– Ласточка, кормилица, – так и называем. Бывало, в мороз 47 градусов её ремонтировали. Все любят ласку, уход и доброе слово, наша техника – не исключение.
В горняцком деле нет места метафизике, но всё же и тут мысль бывает материальна. У угольщиков Сибири, как и в Забайкалье, принято перед работой пить чай – хоть пару глотков. Ритуал этот все уважают и считают залогом хорошего настроения на всю смену, а с позитивным настроем и дело спорится, и техника входит в резонанс с человеческой энергией. Недаром Бородинский разрез считается передовым, а его угольщики бьют собственные рекорды. Только полное взаимодействие высокопроизводительной техники и высокопрофессиональной бригады способно раз за разом давать такой результат. ¢