Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 марта 2024 г.
Многоязыкая лира России Спецпроекты ЛГ

Рождение Амырана Даредзанты

03 марта 2024

Игорь Булкаты

Поэт, прозаик, переводчик. Родился в 1960 г. в г. Тбилиси. После школы несколько лет проработал в Северо-Осетинской студии телевидения – постановщиком, осветителем, ассистентом оператора. Учился в Литературном институте им. А.М. Горького, по окончании которого поступил редактором в Главную редколлегию по художественному переводу и литературным взаимосвязям в Тбилиси. Издавал осетинских, грузинских, армянских писателей. Автор нескольких книг, публикуется в журналах «Новый мир», «Дружба народов», «Москва» и др. В декабре прошлого года владикавказским издательством «Проект-Пресс» был опубликован осетинский народный эпос «Сказания о Даредзанах» в переводе Игоря Булкаты. Предлагаем главу из этой книги.

Йамон Даредзанты привёз жену из-за семи гор. Стали они жить-поживать, и родилось у них два сына. Но тут померла их мать, остались мальчики сиротами. Начал Йамон воспитывать сыновей один, кормил их мясом дичи. Как-то Йамон отправился на Сау хох поохотиться и убил там восемнадцатирогого оленя. Стащил он его по склону к пещере. Уже темнело, и решил Йамон заночевать в той пещере.

Утром встал спозаранку, глядит – ночь ещё в силе, месяц в небе, а с горы напротив свет льётся в его пещеру. От удивления он и думать забыл о туше оленя, переживает: «Пойти бы да разведать, откуда льётся этот свет, но чего доброго наткнёшься на лихо, прирежут. А не пойдёшь и не расскажешь Даредзанам об этом чуде, так подумают, что славный Йамон струсил идти на свет, никто потом и почётной чаши не подаст во время застолья».

И направился он в гору на чудесный свет.

Набрёл на такой дворец, основание которого было из чистого перламутра, стены из голубого стекла, а крыша что утренняя звезда.

Жила в том дворце племянница бога Мария. Спала на ложе из слоновой кости, косы её лежали в корзине из золотых прутьев, а рядом – булатные ножницы. На огне вращались самокрутящиеся вертела с насаженным мясом, шкворчал шашлык.

Проснулась девица, увидела Йамона и закричала от радости, затем вскочила с ложа из слоновой кости и обняла его.

– Я ждала тебя всю жизнь, Йамон Даредзанты. Мне суждено идти за тебя замуж. Теперь мы заживём как боги, если, конечно, ты не пренебрежёшь мною.

Отвечает ей Йамон:

– Я оставил двух мальцов-сирот, и мне надо их привести.

– Если они хорошие сыновья, то сами тебя найдут.

И стали они пировать, веселиться. Наутро Йамон подхватился с петухами, повесил на плечо лук.

И спрашивает его племянница бога Мария:

– Куда ты, Йамон, ни свет ни заря, неужто бросить меня решил?

– Мне иначе нельзя, каждое утро чуть свет я должен идти на охоту.

И стал Йамон охотиться, как прежде, в погоне за крупной дичью забирался на вершину Сау хох, целыми днями выслеживал её, а вечерами приносил домой добычу.

Так и жили.

К тому времени сыновья Йамона, Бадыри и Мысырби, подросли и окрепли на мясе дичины. Мальцы Даредзанты вообще росли днём на вершок, а ночью на пядь. И лук со стрелами был их лучшей игрушкой.

Как-то дочери одной кулбадаг ус (осет. – вещунья, колдунья. – Ред.) шли по воду, неся глиняные кувшины. Бадыри был бедовым мальчиком, вложил две стрелы в лук, натянул тетиву, выпустил их да и разбил кувшины сёстрам.

Возвратились те домой в слезах, мать их спрашивает:

– Что с вами, почему вы плачете и где ваши кувшины?

– Сыновья Йамона, чтоб им провалиться сквозь землю, выстрелили в нас из лука и разбили наши кувшины.

– Возьмите другие и ступайте за водой, и если они снова выстрелят в вас из лука, то скажите им: «О сыновья Йамона, раз вы такие ловкие, то почему бы вам не разыскать своего отца, по-царски живущего у племянницы бога, да не привести его домой?»

Услышав эти слова, заплакали сыновья Йамона навзрыд: «Оказывается, наш отец жив, а мы его считали мёртвым! Давай сходим к кулбадаг ус, глядишь, за мзду подскажет, как нам вернуть домой отца!»

Пришли к ней, просят:

– Будь так милостива, подскажи нам, как вернуть отца домой.

А кулбадаг ус была коварной, ох какой коварной.

Отвечает им:

– Поднимитесь в лунную ночь на вершину Сау хох. Увидите распахнутую в горе железную дверь, откуда будет литься чудесный свет. Там и живёт по-царски ваш отец вместе с племянницей бога.

Спрячьтесь снаружи и ждите, пока пропоёт первый петух и ваш отец соберётся на охоту. И как только он откроет железную дверь, бегите в дом, да так, чтобы он не заметил вас.

Поднялись братья в лунную ночь на Сау хох, спрятались за дверью. И когда пропел первый петух, вбежали в дом. Племянница бога почивала на ложе из слоновой кости, косы её лежали в корзине из золотых прутьев, а рядом – булатные ножницы. Жизнь её была в её косах. Бадыри взял булатные ножницы, по навету кулбадаг ус намотал на кулак волосы племянницы бога и отрезал их. Закричала женщина, да так, что в горах было слышно.

Оставили женщину Бадыри с Мысырби, а сами вернулись домой.

Йамон в два прыжка примчался на крик жены. Вошёл в покои со слезами на глазах, спрашивает:

– Что с тобой, Мария?

– Стала я причиной твоих страданий, Йамон. Убили меня твои сыновья, отрезали волосы, в которых была моя жизнь, и теперь мне жить осталось до первой звезды. Но знай, что я понесла от тебя сына. Ах, если бы он пососал молочка из моей груди, то не нашлось бы на целой земле человека, который смог бы его одолеть. Теперь, когда взойдёт первая звезда, я умру, а ты вскрой своим острым ножом правую часть моего живота, достань из утробы стальным охватом раскалённого, как головня, младенца и брось его в Чёрное море. Только там он сможет выжить. А ежели с божьего соизволения ему суждено будет попасть к тебе в руки, то дай ему имя – Амыран Даредзанты.

Йамон сделал всё, как велела женщина. Когда она умерла, стальным охватом достал из её утробы раскалённого, как головня, младенца и бросил его в Чёрное море.

Потом похоронил жену, а сам вернулся в родное село. Вошёл в свой дом и принялся попрекать сыновей:

– Почему вы убили Марию? Мы же могли жить вместе.

– Что нам было делать, – отвечают сыновья, – нас надоумила кулбадаг ус.

Пошёл тогда Йамон к кулбадаг ус и сжёг её в соломенном огне.

Постарел он, перестал ходить на охоту. Зато сыновья его – Бадыри и Мысырби начали охотиться.

Идут они как-то берегом Чёрного моря, любуются просторами, глядят – стоит в воде мальчишка, подхватывает правой рукой морских быков, морских лошадей, морских буйволов, подбрасывает в воздух, а затем ловит их левой.

Забыли братья об охоте, глазеют на него весь день, разинув рты. Воротились вечером домой, и спрашивает их Йамон:

– Ну что, мальцы, может быть, похоронить вас в одной могиле? Почему явились без добычи?

– Отец! – ответили братья. – Нам было не до охоты, мы видели такое чудо в Чёрном море, что позабыли обо всём на свете. Стоял в воде мальчишка, от него исходило голубое пламя и голубой дым, и море клубилось вокруг.

Побежал Йамон в хлев, вывел быка и взмолился богу:

– Господи, прими в жертву быка! Я знаю, это был твой внук Амыран, сделай так, чтобы он пришёл в отчий дом!

Легли спать. Проснувшись утром, Йамон говорит сыновьям:

– Возьмите бритву и идите к Чёрному морю. Пусть один из вас сядет на берегу, а второй станет ему брить голову. Когда Амыран увидит вас, то подойдёт к вам, но не пугайтесь, а бросьте в него бритву. Если повезёт и бритва попадёт в него, то он не сможет больше нырнуть в море. Ведите его тогда ко мне.

Отправились братья к Чёрному морю, сел один на берегу, а второй стал брить ему голову. А Амыран снова затеял свою игру. Но когда увидел братьев, то от удивления прекратил подбрасывать морских быков, лошадей и буйволов. В это время Мысырби метнул в него бритвой и попал в грудь над левым соском. Внезапно море вздыбилось, вспенилось и отторгло Амырана.

Выбрался тот на берег и приблизился к братьям. Однако, заметив это, Бадыри с Мысырби испугались и припустили прочь, унося ноги.

Кричит им Амыран вслед:

– Не бойтесь меня, я внук бога!

Остановились братья, дух переводят, и спрашивает их тогда Амыран:

– Чьи вы сыновья, из какого рода?

– Мы сыновья Йамона Даредзанты Бадыри и Мысырби.

– Значит, и я сын Йамона Даредзанты, внук бога, Амыран! – осклабился Амыран, показывая ослепительно белые зубы.

Привели Бадыри с Мысырби Амырана домой на радость Йамону. И стали они веселиться, пировать, состязаться в силе и ловкости. И не было равных Амырану.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Единственный рассвет

    23.05.2025
  • Стихия красоты

    18.05.2025
  • Голосу времени внемля

    15.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Утнасун

    08.05.2025
  • Извлеките демократию из кавычек!

    287 голосов
  • Сталин проспал начало войны?

    262 голосов
  • Чарав

    137 голосов
  • Поэт и власть

    119 голосов
  • Не сойти с бесконечного круга

    113 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS