Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Рождение анекдота из духа музыки

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Великая душа: Воспоминания о Дмитрии Шостаковиче. Письма. – М.: Б. С. Г. – ПРЕСС, 2008. – 254 с.

Сборник воспоминаний о великом русском композиторе, составленный протоиереем Михаилом Ардовым, читать легко, но неприятно. Шостакович предстаёт в них отражённым в восприятии самых близких своих современников: детей, коллег из ближайшего круга, самого Михаила Викторовича Ардова (тогда ещё не отца Михаила); не самых близких людей, авторов знаменитых антиформалистических постановлений и анонимных статей «Сумбур вместо музыки». Картина, написанная с привлечением такой разнообразной палитры, должна была получиться впечатляюще-реалистической, но…

Отец Михаил скатился в своём повествовании к сборнику анекдотов. Анекдотов не в расхожем ныне смысле, где «про тёщу», а в истинном: забавных, но реальных историй из жизни знаменитостей.

Такой труд, конечно, имеет право на существование, если подчёркивает главную особенность героя. Каковой в случае Д.Д. Шостаковича была его несомненная, не вызывающая ни у друзей, ни у врагов сомнений гениальность. Излишнее приземление гения, да ещё сделанное в угоду политическим взглядам автора биографических заметок, ничего не убавляет от величия первого, но дурно характеризует второго.

Художника нужно искать в его творчестве. Например, читая статью академика Ванслова о Шостаковиче, я могу сто раз не согласиться с Виктором Владимировичем в его оценке исторической ситуации, но то, что автор отталкивается в своём анализе от духа музыки Шостаковича, убеждает в том, что Дмитрий Дмитриевич выразил в своих произведениях самую душу времени, причём всецело включённую в его личность.

У о. Михаила о музыке говорят лишь «враги». Он охотно цитирует «Сумбур», но что интересно: цитаты убеждают в справедливости критиков. Всё так, думаешь, и «уханье», и «кряканье» в «Леди Макбет Мценского уезда» есть. Есть у художника, воплотившего целую эпоху, «тёмная» сторона, хаотическая, женская часть, «слишком человеческое» измерение. Но ведь есть и «солнечные» прорывы, которые никто не отменял, не отвергал, а их проявления в музыке не запрещал к исполнению!

Величие эпохи пробивается в воспоминаниях вопреки тенденциозному взгляду о. Михаила Ардова. Как и величие личности «главного тирана», Сталина. Сам Шостакович, кстати, нигде на протяжении книги не жалуется, это теперь его задним числом и с большими натяжками записывают в антисоветчики.

Композитору довелось жить в непростое и великое время, в подчёркнуто мужскую эпоху, которая требовала от человека не быть собой, но быть лучше. Это «лучше» есть у Дмитрия Дмитриевича в «Блокадной симфонии», там он с большим народом. Но есть у композитора и «кабаретно-кабацкие» картинки разложения в «Золотом веке», и они не менее ярки, ибо тоже «свои», своего малого круга.

Согласно Ардову, всё, окружающее официально Дмитрия Шостаковича, было омерзительным, сам композитор, «начиная с 30-х годов и до самой смерти Сталина… жил под угрозой ареста и гибели» (говорит его дочь Галина).

Забывчивым напомним, что как раз в это время случилась война, которая унесла миллионы жизней как простых русских солдат, так и насельников прифронтовых городов, нонкомбатантов, случайно оказавшихся в «зоне поражения» авиационного бомбометания и артиллерии. Мужское население Сибири двигалось на запад, чтобы погибнуть в бою и добыть победу, творческая интеллигенция двигалась с запада на восток, чтобы жить. Двусмысленное, конечно, положение, но именно оно характеризует как «тирана», так и русский этнос в целом. К художнику народ-воин, да, относился как к несмышлёнышу, но «солдат», как известно, «ребёнка не обидит». Имел рабочий право на эту, обидную для интеллигента, покровительственную и слегка пренебрежительную – в стиле «делай, что говорят взрослые» – позицию, ибо умирал за «артиста», когда было нужно.
Имел право и требовать.

Поэтому эпоха «стальных ураганов» (Э. Юнгер) великого Сталина требовала, но не подчинения, это глупость, она требовала взросления, мужества.

Хотя, конечно, требовала излишне мягко, нежничая. И единственное «преступление» Сталина состоит именно в том, что его «система воспитания» оставила лазейку для негодяев, способных на прямое предательство выкормившей их страны. Для детей тщательно оберегаемых «тираном» родителей, неблагодарных отпрысков спасшего их русского народа, способных просить политическое убежище в США (сын композитора Максим).
Или составляющих такие вот книжки (протоиерей Михаил Ардов).

Избаловали, говорила моя бабка в таких случаях, мало в детстве шлёпали.
Да, у Шостаковича не всегда рождается «трагедия из духа музыки» (Ф. Ницше). Вернее, рождается не она одна, ибо мир композитора чрезвычайно сложен.

Однако рождение анекдота из её духа – один из возможных вариантов, но сам по себе – скверный, требующий стыдливого умолчания анекдот.

Е.М.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS