Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 ноября 2016 г.
  4. № 45 (6575) (15.11.2016)
Культура

Рождённый мечтой

16 ноября 2016
Труппа театра

Ереванский театр «Амазгаин» имени Соса Саркисяна

Спроси любого армянина, каким было начало 1990-х, – и от воспоминаний о войне, темноте, холоде и нужде его взгляд подёрнется грустью. Первые пост­советские годы были для Армении тяжелейшим периодом, в котором настоящее было разрушено, а будущее – под угрозой. Казалось, мысли людей, обременённых многочисленными проблемами, лишённых элементарных бытовых условий, могут касаться только забот о повседневном, а поди ж ты… Наверное, для выживания любого народа – и вообще человека как вида – необходимы бе­зумцы. Те, которые под звуки выстрелов и при свете свечи умеют мечтать. Например, о своём театре. Такие безумцы у армянского народа всегда находятся.

Творческий путь знаменитого актёра театра и кино, народного артиста СССР и РА, трижды лауреата Государственной премии Соса Саркисяна начался в 1950-х годах в Ереване. Наряду с драматическими ролями, сыгранными им за почти четыре десятка лет на сцене Ереванского академического театра им. Г. Сундукяна, великий артист создал незабываемые образы в более чем 40 фильмах, снятых в Армении и в других республиках СССР. Этот заслуженный актёр и был тем великим армянином, который в воюющей стране осмелился лелеять мечту о создании театра. А когда мечта бесконечно светла, возникает некая волшебная сила – и делает невозможное реальностью. И вот в 1991 году Сос Саркисян нашёл тех людей, которые заразились его идеей: был создан театр «Амазгаин» (Общенациональный). И в 1993-м, когда ещё хлеб выдавали по карточкам и выстраивались очереди за керосином, театр открыл свои двери, чтобы дать людям надежду, подарить улыбку или забрать ещё одну слезу и напомнить, что жизнь продолжается… и что это за жизнь без искусства, без театра? «Мэр Саниты» (Эдуардо де Филиппо), «Горные маки» (Айк Акопян), «Мы» (Лер Камсар) и «Бездельница Ури» (Ованес Туманян) для детей – в первый же год четыре спектакля, которые зритель тепло принял и безмерно полюбил. Я тогда была маленькой, мама взяла меня с собой на один из спектаклей, помню его очень смутно, но до сих пор отчётливо стоят перед глазами долгие-долгие аплодисменты вставшего зала и поздравления.

Невозможное стало реальностью, театр родился и обрёл дыхание. Сос Саркисян не жалел сил и стараний для его благоустройства. Успех театра был неоспоримым, и в 2003 году «Амазгаин» получил статус государственного. Годы шли, премьера сменялась премьерой, на сцене появлялись новые имена. Гастроли театра в России, Иране, Ливане, Франции, Бельгии, США существенно обогатили культурную жизнь армянской диаспоры.

В 2013 году Сос Саркисян ушёл из жизни, но театр «Амазгаин» продолжил его дело, он следует по намеченному Мастером пути, сохраняя и развивая его идеи и творческие подходы. Впереди новые спектакли, множество планов, интересные замыслы. Продолжились и гастрольные турне – и в 2015 году состоялись самые длительные в истории театра гастроли по США и Канаде. Лос-Анджелес – Сан-Франциско – Монреаль – Торонто, переполненные до отказа залы, более 6000 зрителей, их горячие овации.

Сегодня «Амазгаин» является одним из самых активных театров, имеющим богатый и разножанровый репертуар. Пьесы современных армянских драматургов, произведения русских писателей, образцы из сокровищницы мировой литературы. В 2014 году в постановке заслуженного артиста Армении Вигена Чалдраняна и с Варданом Мкртчяном в главной роли на сцену взошёл шекспировский «Гамлет». Отличающийся оригинальными постановочными решениями и исполнительским мастерством, этот спектакль был высоко оценён и зрителями, и критиками. В том же году заслуженная артистка РА Нарине Григорян поставила спектакль под названием «Лю-боф» по произведениям одного из самых выдающихся представителей русского авангарда Даниила Хармса. В этом красочном спектакле, поставленном на армянских подмостках на языке оригинала, сцены, в чём-то даже напоминающие театр абсурда, приправлены тонким юмором и интересными чувственными переходами.

В этом году «Амазгаин» приготовил для своего зрителя новые сюрпризы. В сентябре репертуар театра пополнился новым спектаклем. Для постановки пьесы французского драматурга Саша Гитри «Давай помечтаем…» из Франции был приглашён известный режиссёр Жирайр Папазян. В результате появился тонкий и красивый спектакль. В конце октября на суд зрителя была представлена пьеса Уильяма Сарояна «Время твоей жизни». Сарояновскую идею повсеместного добра передаст зрителю в своей трактовке заслуженный артист РА режиссёр Армен Элбакян.

Театр, с 2015 года носящий имя Соса Саркисяна, благодаря своей стоической 25-летней деятельности стал неотъемлемой частью культурной жизни Еревана. Актёры и режиссёры работают преданно и с настоящей отдачей – и зритель ценит и любит их работу. А в планах на будущее – новые и новые достижения.

Манэ Мкртчян, кандидат искусствоведения

Тэги: Армения
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На перекрёстках эпох

    08.12.2021
  • Русофил из Еревана

    10.09.2021
  • Турецкий марш – 2020

    25.11.2020
  • Возвращение

    17.11.2020
  • Цена прозрения

    17.11.2020
  • На твоих рубежах полыхают пожары…

    86 голосов
  • Светоч просвещения

    29 голосов
  • История армян Москвы

    23 голосов
  • В Ереван, к Зорию Балаяну

    21 голосов
  • Флагман общественной дипломатии

    20 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS