На сцене концертного зала «Зарядья» завершился длившейся весь 2024 год фестиваль, посвященный полувековому юбилею творческой деятельности знаменитого пианиста Юрия Розума.
Фестиваль «50 лет на сцене» стартовал в феврале, в день 70-летия маэстро — таким образом личный юбилей органично переплелся с творческим: тогда на сцене Большого зала Московской консерватории было даже разыграно некое подобие музыкально-театрального действия, сюжетом к которому, сценарием, послужила вся творческая жизнь Розума. О том, что она будет творческой предвещало многое еще до его рождения — ведь бабушка и дедушка маэстро познакомились благодаря мелодиям Фредерика Шопена (бабушка была пианисткой), а уж о его родителях-музыкантах знал в Советском Союзе буквально каждый: отец — знаменитый певец Александр Розум, исполнитель вдохновляющих на строительство нового общества коммунистических и патриотических песен; мать — хоровой дирижер Галина Рождественская, много лет возглавлявшая Хор русской песни, вырастившая немало звезд, в том числе очень яркую сверхзвезду — великую Людмилу Зыкину.
Юрий Розум, любя пение, выбрал для себя другой инструмент — не голос, а фортепиано, и истово служит ему уже полвека. Не все на этом пути было гладко — встречал и непонимание, особенно со стороны властей, недовольных нескрываемым диссидентством сына прославленных советских музыкантов, временно уходил из профессии, увлекаясь то православием, то буддизмом, но неизменно возвращался — выиграл не один конкурс, интенсивно концертировал по всей стране, в самых отдаленных ее уголках, в зрелом уже возрасте сделал заметную карьеру на Западе.
Сегодня народный артист России Юрий Розум — и активно концертирующий пианист, играющий в больших и малых залах сольные программы или участвующий в сборных концертах других музыкантов и по самым разным поводам, и чуткий педагог-наставник, пестующий своих учеников в родной Гнесинке, и патрон благотворительного фонда, ищущего юные таланты по всей стране, дающего им мастер-классы и самое главное — стипендии, которые совсем не лишние в деле становления молодых музыкантов. Причем не только пианистов — Розум смотрит шире, не забывая о своем происхождении: а отсюда стипендии и певцам различных стилей, и исполнителям на народных инструментах. С концертами и мастер-классами, школами и стажировками Юрий Розум и его фонд куда только не забирались, в самые глухие места России — маэстро искренне считает, что талант может возникнуть где угодно, и поддержки достоин любой — не только тот, что родился, живет и учится в столицах.
На концерте в «Зарядье» широко была представлена палитра профессиональных интересов юбиляра. Разве что народников не было — остались целиком в рамках строгого филармонического формата. Первые звуки вечера — конечно же любимый Шопен, с музыки которого все и началось в жизни Розума, причем задолго до его рождения. Маэстро сольно исполняет несколько миниатюр в зале с притушенным светом — возникает интимное настроение камерного вечера, разговора по душам. Но вот — яркий свет, оркестр Москвы «Русская филармония» (дамы — в элегантных и необычных для оркестрантов красных платьях) под управлением Сергея Тарарина на сцене и концерт в одночасье напоминает о том, что мы не на посиделках у камина, а на настоящем торжестве. Но звучит все тот же Шопен — знаменитый до-диез-минорный вальс, но в оркестровой версии: естественный мостик между интимным и парадным. Следующий номер - «Гранд-танго» Астора Пьяццоллы, которое вместе с оркестром играет виолончелист Борис Андрианов: эта краска нужна сразу для многого — как воспоминание об увлечении юбиляром и народными истоками музыки, и модными направлениями в ней, а самое главное — для праздничного настроения, ведь Пьяццолла — это всегда ярко и нетривиально.
Финал первого отделения — третий фортепианный концерт еще одного любимого юбиляром композитора, Людвига ван Бетховена. Рояль Розума звучит мягко, приглушенно, пастельно, мечтательно — его Бетховен немного похож на Шопена, в нем мало трескучей героики, но много человечности и одухотворенности.
Второе отделение посвящено пению — понятно почему: сын певца и хормейстера всегда отдает дань голосу. Впрочем, он и сам постоянно поет — только на рояле. Но в этот раз на сцене — настоящие звезды вокального искусства. Элегантный, молодцеватый Аскар Абдразаков преподает урок благородства фразировки в Арии Гремина из «Евгения Онегина» и «поддает» драйва в «Гранаде» Лары. Удивительно звучит Венера Гимадиева — ее красивое сопрано еще утяжелилось, загустело, поплотнело, теперь это настоящая драматическая колоратура, что певица и демонстрирует с блеском в правильном для этого редкого типа голоса репертуаре, исполнив сцену и арию Виолетты из «Травиаты» и знаменитую каватину Нормы «Casta Diva» — самые безусловные примадонские номера.
Венец концертной программы — Фантазия для фортепиано, хора и оркестра любимого Бетховена: к участникам присоединяется прославленная Юрловская капелла, вместе с оркестром и маэстро Розумом они ярко и проникновенно передают радостный бетховенский пафос родом из знаменитой Девятой симфонии с ее одой «К радости». Получается настоящая осанна не только юбиляру, но Музыке, которая способная исцелять души и делать мир лучше. Далее — море цветов и улыбок, многочисленные поздравления, одно из них — опять музыкальное: юрловцы громогласно возглашают Юрию Александровичу «Многая лета!», а их худрук Геннадий Дмитряк желает Розуму следующие полвека на сцене провести еще ярче, с не менее воодушевляющими творческими результатами.
Александр Матусевич