Зарисовки с натуры. Бендеры. Лето 1992 года
Родилась в Тирасполе. Окончила Ленинградский пединститут им. Н. Герцена, Тираспольский пединститут им. Т. Шевченко. Печаталась в литературной периодике Тирасполя, Кишинёва.
***
На центральной площади Бендер – щиты со списками убитых и раненых. Из списка погибших врезалось в память: Имас Роза Берковна, 1901 год рождения.
В 91 год – и не умереть от старости, в своей постели!
Что может быть противоестественней!
***
Июль 1992-го, 11.00 утра. Проехали аварийные машины, восстановили электричество и водопровод. Завтра, после ночного обстрела, всё повторится.
А сейчас у Дома книги четыре женщины обрывают сорняки и поливают розы. Они кому-то нужны, эти розы среди войны!
***
В экстремальных условиях мы порой не отдаём себе отчёта в действиях и словах.
Ожесточённый обстрел. В подъезде большого дома собралось человек десять. Никто не решается выйти из подъезда и спуститься в подвал. Открывается одна из квартир, раздаётся раздражённый крик:
– Вася, вынеси мусор!
В ответ – молчание.
– Вася, сколько можно говорить, вынеси мусор!
Не выдерживает один из соседей:
– Стреляют же, хочешь мужа угробить?
– У него всегда отговорка найдётся, лишь бы ничего ни делать!
***
Ночь напролёт – перестрелка в районе железнодорожного вокзала. Утром отправляюсь посмотреть, что там. На привокзальной площади, под тремя пушистыми ёлками, – казачий пост. Двое спят, раскинувшись на траве. Третий, лёжа на животе, читает толстую книгу. Почему-то кажется, что это Лев Толстой, «Война и мир». До сих пор жалею – не спросила, что читает.
***
Женщина предпенсионного возраста. Дети, внуки в разных концах города. На второй день войны, ничего не зная о судьбе родных, услышав о пожаре на заводе, рискуя жизнью, пробирается туда спасать документы.
Чего здесь больше: безрассудства, отваги, чувства долга?
Всего понемногу.
***
По железнодорожному мосту сплошным потоком идут беженцы: женщины, старики, дети. Почти без вещей – с лёгкими сумками, с собаками на поводках. Навстречу, со стороны Паркан, в город – весёлая компания молодых людей с рюкзаками и гитарами. Какую романтику ищут они посреди войны, где они сейчас, живы ли?