Анатолий Рубинов – журналист, писатель, заведующий отделом социально-бытовых проблем «Литературной газеты» – много сделал для читателей. Подал идею Общества потребителей и в годы перестройки был избран его вице-президентом. Много лет боролся за организацию в стране Службы знакомств, чтобы семью могли создать люди по натуре стеснительные. Такие бюро знакомств, клубы для тех, кому за 30, появились во всех городах бывшего Советского Союза, тема эта дала пищу поэтам и кинематографистам для сочинения озорных песен и любимых зрителями фильмов – «Одинокая женщина желает познакомиться», «Самая обаятельная и привлекательная»…
Появились клубы для тех, кому за 40, кому за 18. Этот слоган стал таким же расхожим, как придуманная им рубрика «Если бы директором был я…», превратившаяся в поговорку. Заголовок, данный им к статье демографа Бориса Урланиса, стал всесоюзно известен: «Берегите мужчин!» Сняли фильм с таким названием, распевали весёлую песенку «Берегите, женщины, мужчин!». Он добился того, что объявления о знакомствах и специальные газеты этой направленности стали печататься в СССР на всех языках.
Анатолий Захарович был инициатором маркировки всех продуктов. Теперь странно представить: было время, когда съедобные и промышленные товары выходили без обозначения даты изготовления, сроков годности и указания ингредиентов, входящих в состав изделия. Бесконтрольное изготовление приводило к анекдотическим последствиям: например, по сговору двух министерств – торговли и мясной и молочной промышленности – заводы выпускали некое «завтрашнее молоко», которое в тот же день доставляли в магазины, но запрещали продавать сегодня. Молоко стояло в подсобках и кисло.
Благодаря Анатолию Рубинову на почте была прекращена ручная сортировка всех видов отправлений и появилась сортировочная автоматика, которая считывает шестизначные индексы. Он добился того, что названия улиц и переулков стали писать крупными буквами. И таксисты ему до сих пор благодарны!
33 года Анатолий Захарович Рубинов работал в «Литературной газете», почти 60 лет – в печати, все его заслуги в улучшении жизни перечислить невозможно. Каждая его статья становилась событием. Каждая публикация по его отделу вызывала массовый отклик – мешки писем! Он был первооткрывателем тем, находил новых авторов, помогал молодым журналистам. Феномен Рубинова неповторим. Его авторитет среди читателей и советских чиновников был таким неоспоримым, что ему, работнику «Литературной газеты», удалось на много лет задержать повышение тарифов на домашний телефон. Он один выиграл схватку с Министерством связи СССР.
Он оставил после себя множество книг о журналистике, о Москве и москвичах. Трудно сказать, какая книга «обеспечила ему бессмертие»: «Интимная жизнь Москвы», выходившая при его жизни трижды, или «Интимная жизнь москвичей», вышедшая уже без него. «Частная жизнь журналиста» или «Грехи молодости»…
Про его чувство юмора ходили легенды. Он мог позвонить в лифт (а в нашем здании в Костянском переулке таковые были) и спросить у опешившего сотрудника: «Почему в рабочее время в лифте?» Тот терял дар речи. Над шуткой смеялись все семь редакционных этажей… Недаром он однажды, отложив социально-бытовые проблемы, написал рассказ и стал обладателем премии международного конкурса юмора и сатиры «Алеко».
Остро ощущается – особенно в наши дни – отсутствие Рубинова – журналиста, блестяще владевшего пером, наделённого высоким чувством гражданской ответственности и никогда не перестававшего оставаться «простым смертным» читателем.
6 февраля участнику Великой Отечественной войны А.З. Рубинову исполнилось бы сто лет. Помним, Анатолий Захарович!